В ряду почитаемых на Руси чудотворных образов Божией Матери особое место занимает икона, обретенная уже в ХХ веке, которой суждено было стать одной из главных святынь современной России. Это икона Богородицы «Державная».

2/15 марта 1917 года в селе Коломенском произошло великое чудо милости Божией к страждущему народу православному чрез явление пречистого образа Царицы Небесной. Обстоятельства, при которых явилась святая Ее икона, были следующие.

Одной женщине, крестьянке Бронницкого уезда, Жирошкинской волости деревни Починок, Евдокии Андриановой, проживавшей в слободе Перерве, были два сновидения: 13 февраля и 26 февраля. 13 февраля Андрианова слышала таинственный голос: «Есть в селе Коломенском большая черная икона. Ее нужно взять, сделать красной. И пусть молятся».

Сильное впечатление произвело на Андрианову это таинственное сообщение и, как женщину религиозную, побудило ее к усиленной молитве о получении более ясных указаний воли Божией. Как бы в ответ на усердную молитву, 26 февраля Андриановой снится белая церковь, и в ней величественно восседает женщина, в которой своим сердцем Андрианова признаёт Царицу Небесную, хотя и не видит Ее святого лика.

Не имея возможности забыть и отрешиться от своих сновидений, Андрианова решается идти в село Коломенское, чтобы успокоить себя. 2 марта, пред исполнением христианского долга исповеди и Святого Причащения, она отправилась из Перервы к настоятелю «белой» церкви в село Коломенское и сразу узнала виденную во сне Вознесенскую церковь.

Настоятелем церкви Вознесения был священник о. Николай Лихачев. Придя к нему в дом, Адрианова сообщила ему о своих сновидениях и просила совета как поступить. О. Николай собирался служить вечерню и пригласил Адрианову вместе с собой в церковь, где показал ей все старинные иконы Богоматери, находящиеся в храме и на иконостасе, но Адрианова ни в одной из них не находила какого-либо сходства со своим сновидением.

Тогда по совету сторожа церкви и еще одного прихожанина, случайно зашедшего в церковь, о.Николай стал усердно искать икону повсюду: на колокольне, на лестнице, в чуланах, и, наконец, в церковном подвале. И вот именно в подвале, среди старых досок, разных тряпок и рухляди, в пыли, была найдена большая узкая старая черная икона. Когда почерневшую от старости икону промыли от многолетней пыли, открылось изображение Богоматери, восседающей на троне, на коленях которой был благословляющий Богомладенец. Царица Небесная была написана со знаками царской власти: в красной порфире, с короной на голове и скипетром и державой в руках — откуда и произошло название «Державная».

Андрианова с великой радостью и слезами поверглась ниц пред пречистым образом Богоматери, прося причт отслужить благодарственный с акафистом молебен, так как именно в этом образе она и увидела полное сходство со своими сновидениями.

Поистине великой радостью отозвалось в сердцах православных россиян чудесное обретение образа Царицы Небесной. Но трудно представить, чтобы было простым совпадением то, что чудный образ сей был явлен нам в тот самый день, когда будущий страстотерпец Государь Император Николай II подписал свой исторический «Манифест об отречении от престола».

Всю Россию облетело известие о том, что под Москвой произошло чудесное явление новой иконы. Вскоре большие группы богомольцев стали посещать село Коломенское, прибегая к благодатной помощи Царицы Небесной, и Она, Заступница усердная, изливает неоскудно от этого образа милость Свою всем страждущим и с верою приходящим к Ней, как об этом свидетельствуют их молитвенные благодарения за полученную небесную помощь. Чтобы дать всем желающим возможность поклониться образу, его стали возить по окрестным храмам, фабрикам и заводам, оставляя в Вознесенской церкви только на воскресные и праздничные дни. Известно, что икона побывала и в Марфо-Мариинской обители в Замоскворечье, где ее торжественно встречала настоятельница, преподобномученица великая княгиня Елизавета Феодоровна с сестрами. Скоро почти в каждом храме появился список с «Державной»; были подготовлены служба и акафист, в составлении которых принимал участие святитель патриарх Тихон.

Чувство, с каким было воспринято здоровой частью русского общества обретение «Державной» иконы, прекрасно выразил в 1934 году в своем стихотворении С. Бехтеев:

Перед Твоей Державною Иконой

Стою я, трепетом молитвенным объят,

И Лик Твой царственный, увенчанный короной,

Влечет к Себе мой умиленный взгляд.

В годину смут и трусости безславной,

Измены, лжи, неверия и зла,

Ты нам явила Образ Твой Державный,

Ты к нам пришла и кротко прорекла:

«Сама взяла Я скипетр и державу,

Сама Я их вручу опять Царю,

Дам царству русскому величие и славу,

Всех окормлю, утешу, примирю».

Покайся ж, Русь, злосчастная блудница…

Омой в слезах свой оскверненный стыд,

Твоя Заступница, Небесная Царица,

Тебя и грешную жалеет и хранит.

После революции, в годы жестокого гонения на Церковь новоявленная икона не переставала изливать чудеса, укрепляя и утешая верующих. Известен случай, когда ходатайством Божией Матери в день празднования Ее «Державной» иконы в 1925 году был освобожден из тюрьмы настоятель храма Святителя Николая в Плотниках протоиерей Владимир Воробьев, очень почитавший «Державную» и ранее по воскресеньям часто ходивший со своим хором и прихожанами в Коломенское служить ей акафист.

По записям в своих книгах Вознесенский женский монастырь в Москве установил, что икона прежде принадлежала ему и в 1812 году перед нашествием Наполеона в числе других была передана на хранение в Вознесенскую церковь села Коломенского.

Документально установлено, что после запрещения богослужений в храме Вознесения в селе Коломенском икона вместе со всеми другими иконами храма была помещена в хранилище филиала Государственного Исторического музея «Село Коломенское» (в обезглавленную в те годы церковь во имя вмч. Георгия Победоносца). Затем икону передали в основное хранилище музея, в здание на Красной площади. Ее перемещение отражено в Книге поступлений в Государственный Исторический музей. Затем икону поместили в хранилище экспонатов Отдела изобразительного.

В 1988 году икону временно передали на выставку в Издательский Отдел Московского Патриархата, где святыня пребывала в течение двух лет в алтаре домового храма во имя Преподобного Иосифа Волоцкого.

В соответствии с известным постановлением правительства о возвращении церковного имущества его законным владельцам, по ходатайству Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, икону было решено перенести в Коломенское. Согласно Акту Государственного Исторического музея от 23 июля 1990 года и Приказу Министерства культуры Российской Федерации, образ был передан в церковь в честь Казанской иконы Божией Матери.

14 (27) июля 1990 года духовенство и прихожане храма в честь Казанской иконы Божией Матери в селе Коломенском торжественно встретили Державную икону Божией Матери. Икона была установлена у правого клироса храма. Перед ней происходит чтение Акафиста, составленного по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея России Тихона.

В 1995 году возрождение взорванного 5 декабря 1931 года Храма Христа Спасителя началось со строительства деревянного храма-часовни в честь «Державной» иконы Божией Матери, в которой служились первые Божественные Литургии. Именно по молитвам Пресвятой Богородицы величественный Храм был восстановлен в кратчайшие сроки.

Также по Ее молитвам существует и наш храм и приход во имя Державной иконы Божией Матери в бывшем поселке Приокск (ныне микрорайон «Б» города Ступино). Храм был задуман в конце 1990-х годов бывшим в те годы благочинным Ступинского округа протоиреем (в настоящее время митрофорным) Михаилом (Редкиным). По благословению батюшки была создана община из 15-ти верующих Приокска, которая буквально с первых дней существования стала собираться на своих квартирах и читать акафист Державной Божией Матери.

Днем рождения церкви (юридически) можно считать 18 мая 2000 года, когда было получено Свидетельство о государственной регистрации религиозной организации прихода Церкви Державной иконы Божией Матери поселка Приокск. Промыслительно эта дата совпала с днем рождения Государя Императора России Николая II. А уже буквально через полгода, 10 декабря, при большом количестве верующих Ступино и жителей поселка, был освящен Крест на месте будущего храма.

На Покров Божией Матери в 2005 году верующий народ, вместе с настоятелем отцом Димитрием (Бороздиным; назначен 24 марта 2004 года и служит в приходе до настоящего времени), так и не дождавшись затянувшихся согласований по строительству, в преддверии зимы начал своими силами строить Храм. Храм был закончен летом 2006 года, а уже 30 сентября этого года настоятель прихода отслужил в нем первую Божественную литургию.

Такова вкратце история Державной иконы Божией Матери — Покровительницы России и Заступницы за Отечество пред Господом и Спасителем нашим Иисусом Христом.

Празднование Пресвятой Богородице в честь иконы Ее, нарицаемой «Державная», бывает 2 (15) марта и 14 (27) июля.

Завершая наш краткий рассказ о чудотворной иконе Божией Матери «Державная», искренне хочется надеяться, что Она будет способствовать дальнейшему созиданию и возрождению России, укреплению традиционных духовно-нравственных ценностей, привлечению внимания общественности и особенно молодежи к нашим православным святыням и святоотеческому наследию не только в дни особого Её почитания.

Для прихожан нашего Храма во имя Державной иконы Божией Матери 15 марта является престольным! В этом году, учитывая дату начала Великого очистительного поста, празднование и Крестный ход будут совершены на день раньше – 14 марта.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

17 − девять =