ИЗ ИСТОРИИ ВОЙСКА ДОНСКОГО Историческая справка о Псковском казачестве Откликаясь на письменное обращение к атаману МКО Ю.И.Рыжову атамана Псковского казачьего округа МСОО “Всевеликое войско Донское” полковника В.Д.Селянина, мы публикуем статью об истории возникновения казачества на псковской земле. Первое упоминание о псковском казачестве было найдено в псковских летописях и датируется 1562 годом (это время 1-го этапа Ливонской войны). Борясь за Прибалтику, Иван Грозный привлёк на службу донских, гребенских казаков (в этот период на дальних подступах к Пскову с Литвой и поляками сражался и прославленный донской атаман Ермак Тимофеевич). Вот из этих казаков, а также из местных воинов, очевидно, и сформировались псковские, гдовские и себежские казачьи сообщества. В “Истории войска Донского” (автор Сухоруков, эту историю издал журнал “Дон” в 1989–1991 г.г.) описывается первый случай направления донских казаков на государеву службу в Псков: “Донской казак Кондырев возглавлял ватагу казаков, которая грабила караваны из Ирана и Персии. Царь Алексей Михайлович после жалоб иранского халифа, персидского царя и крымского хана запретил казакам грабить и приказал казакам во главе с Кондыревым прибыть в Москву. Они прибыли в Москву, царь их не наказал, а послал в Новгород, Псков, Опочку и Себеж охранять рубежи Руси вместе со стрельцами”. Так было положено начало образованию на псковской земле трёх больших объединений казаков: 1-е объединение стояло в северной крепости псковской оборонительной системы (ПОС) в городе Гдове; 2-е объединение – в южной крепости ПОС в городе Себеж и 3-е объединение – в крепости города Пскова. Так начиналась пограничная служба донских казаков на псковской земле, на западных и северных рубежах Руси. О значении казачества в обороне русского северо-запада может свидетельствовать даже очень короткая хронология войн: 1558–1583 г.г. – Ливонская война. Казаки участвуют в борьбе с Литвой, поляками, шведами на обширной территории, включая Прибалтику, Белоруссию, Псковскую, Новгородскую, Смоленскую и другие древнерусские земли – области. 1562 год – Первое упоминание в летописи о наших казаках (т.е. о казаках псковской земли). 1581–1582 г.г. – 170-дневная оборона Пскова от войск польского короля Стефана Батория, в которой участвуют донские, гребенские и наши казаки. 8 сентября 1581 года в Пскове погиб атаман донских казаков Михаил Черкашенин. 1585–1587 г.г. В писцовой книге Пскова и его пригородов дано самое подробное описание всех конных и пеших казаков. 1590–1593 г.г. – Участие казаков в русско-шведской войне. 1603–1618 г.г. – Смута в России. Смута в казачестве. Часть казаков сражается с иностранными завоевателями, а другие служат им (атаман Т.Шаров вместе с новгородцами и шведами пытаются захватить Псков – их отбивает псковский атаман Е.Корсяков в мае 1609 года. В июле 1611 года атаман Т.Шаров гибнет, героически обороняя Новгород от своих бывших союзников-шведов). 1615 год – Участие казаков в обороне Пскова от шведского короля Густава II Адольфа (будущего реформатора шведской армии). 1614–1617 г.г. – Участие казаков в русско-шведской трёхлетней войне. 1616–1618 г.г. – Участие казаков в I русско-польской войне XVII века. 1632–1634 г.г. – Участие казаков во II русско-польской войне XVII века. 1653–1655г.г. – Участие казаков к III русско-польской войне XVII века. 1656–1658 г.г. – Участие казаков в русско-шведской войне. 1658–1666 г.г. – Участие казаков в IV русско-польской войне XVII века. 1700–1701 г.г. – Участие казаков в Великой Северной войне. 1701 год – Победа гдовских и псковских казаков над шведами в водной (морской) битве на Псковском озере. В XVIII–XIX в.в. часть казаков переходит на Дон, Терек и т.д., так как граница отодвигается далеко на запад, к Балтийскому морю. Однако Псковщина остаётся местом прохождения службы для некоторых донских казачьих полков, которые уходили отсюда на войну. История казачества многогранна, красочна и трагична в развитии российской истории и российского государства. Мы рассмотрели только фрагмент, этап развития казачества на псковской земле. В книге “Великие битвы в истории России” (авторы: Д.В.Колосов, О.Г.Вронский, А.И.Родин, А.В.Шведов. Москва, ООО “Дом славянской книги”, 2008 г.) описывается одна из великих битв – оборона города Пскова от войск польского короля Стефана Батория в 1581–1582 годах. В этой обороне приняли участие отряды донских и гребенских казаков (численностью от 600 до 1500 человек, а некоторые источники говорят, что до 10 000 человек), прибывшие на помощь жителям осаждённого Пскова во главе с атаманом войска Донского Мишей Черкашениным. Ещё не закончилась осада польскими войсками Великих Лук, а казаки, находящиеся в псковском гарнизоне, собрали круг и пригласили туда воеводу города Пскова князя Шуйского. Предвидя следующий шаг в плане Стефана Батория покорить Псков, они решают отправить гонца на Дон за помощью. На Дону атаман войска Донского Михаил Черкашенин собрал оставшихся казаков (основная часть казаков находилась на разных войнах: на южных и западных рубежах) и повёл их на помощь защитникам города Пскова. Численность польских войск составляла 100000 человек, а в осаждённом Пскове – всех жителей и защитников было около 20000 человек (учитывая прибывших на помощь донских и гребенских казаков). Осада Пскова началась 18 августа 1581 года, а закончилась 4 февраля 1582 года. Защитники города Пскова демонстрировали массовый героизм, особенно выделялись донские казаки со своим предводителем Мишей Черкашениным. Благодаря им, осаждённые смогли отбить 31 приступ польской армии и выстояли. Во время этой обороны атаман войска Донского Миша Черкашенин совершил подвиг, который позже, осмысленный казачьей философией, стал основой казачьего духовного кодекса. Силы поляков и осаждённых псковичей были неравны. Псков имел очень мало сил и возможностей обороняться. Только стойкость и самоотверженность защитников (в защите участвовали старики, женщины и дети) позволяли держать оборону при непрерывном обстреле (у поляков было 240 пушек) и натиске польского войска. “Видя обречённость города, на который наступают силы сатаны, силы зла, не имея надежды на подкрепление со стороны Москвы и не испытывая уважения к Ивану Грозному, Михаил Черкашенин совершил ритуальный акт, истоки которого нужно искать и в античной философии, и в дохристианском, языческом мировоззрении степняков и в православии, как в философской вершине и разрешении всех накопленных в предыдущих религиях проблем: смерть за други своя”. Некой невидимой, неслышимой силе, которая сжирает город или испытывает силу его защитников (казак не знает, добрая эта сила или злая, а скорее всего, равнодушная, так сказать – историческая закономерность). Жалея людей, герой предлагает в качестве выкупа свою голову.Истоки такого самопожертвования легко отыскать в менталитете степняков. Они закладывались именно в степи, когда, жертвуя одним человеком или малым отрядом, идущим навстречу неисчислимому врагу или засевшим в обороне в городке и обречённым на гибель, спасалось всё племя или кочевье, получившее возможность уйти или спрятаться. Этот очень сложный мировоззренческий и поведенческий комплекс осмыслен и освящён православием. «Совершив какие-то ритуальные действия, Михаил Черкашенин “принёс свою голову в выкуп за город Псков”. Смерть Михаила Черкашенина была как самопожертвование, принесение своей головы в выкуп. Эта идея стала основой казачьего морального кодекса, основой понятия ИСПРАВНОСТИ, обусловила их так называемое бесстрашие и развита в казачьей философии смерти, во многом определявшей поведение казаков на протяжении многих столетий” (Б.Алмазов. “Военная история казачества”). Михаил Черкашенин погиб при следующих обстоятельствах. 8 сентября 1581 года поляки из пушек разрушили крепостную стену, сделали пролом, который защищали казаки во главе с Михаилом Черкашениным. Казаки своими телами загородили этот пролом. В нем и получил смертельную рану в грудь М.Черкашенин, от которой и умер. Его отвезли в тыл, в храм “Петра и Павла с боя”, и положили тело в правом притворе храма. Многих казаков, погибших на стенах псковской крепости, отвозили в этот храм. Живых и раненых казаков осталось примерно 300 человек. Тело Михаила Черкашенина, по отрывочным данным, вывозил на Дон Ермак Тимофеевич. Он со своими казаками собрал всех живых и раненых казаков, оказал им необходимую помощь, захоронил всех погибших казаков, а М.Черкашенина решил похоронить на Дону, как войскового атамана. Ермак разделил всех казаков на три дружины. Разделил на три части всю казну и дал по 1/3 казны каждой дружине,и все разными дорогами, чтобы легче было прокормиться в пути, пошли на Дон. Тело Михаила Черкашенина до Дона не довезли, так как наступила весна. Потеплело, и оно начало разлагаться. Пришлось М.Черкашенина захоронить в районе Старой Рязани. На её южной окраине есть три кургана, и в одном из них был захоронен Михаил Черкашенин – атаман войска Донского. В 1992 году потомственные казаки Псковской области стали объединяться в казачьи общества. В настоящее время самым большим объединением Псковщины является Псковкий казачий округ Международного Союза общественных объединений “Всевеликое войско Донское”. В настоящее время в Псковском казачьем округе МСОО “Всевеликое войско Донское” есть псковские, гдовские (в Гдове стояла станица Морская), себежские (в Себеже стояла станица Донская), опочевские потомственные казаки. Также есть казаки донские, сибирские, уральские, но большинство – донских казаков. В сентябре–октябре 2008 года казаками Псковского казачьего округа МСОО “ВВД” был сооружён и установлен в центре города Пскова Поклонный крест казакам во главе с атаманом Донского войска Михаилом Черкашениным, оборонявшим Псков от войск польского короля Стефана Батория в 1581–1582 г.г. Поклонный крест был открыт в присутствии большой массы населения города Пскова и освящён полковым священником о.Сергием. Данное событие было широко освещено на псковском телевидении и в местной печати. В конце марта 2009 года псковским телевидением был отснят и показан короткометражный фильм о жизни и деятельности казаков Псковского казачьего округа МСОО “ВВД”, как предисловие к вышедшему в прокат фильму “Тарас Бульба”. В настоящее время казаки Псковского казачьего округа МСОО “ВВД” ведут большую работу. Казачий полковник Мартюк Виктор Николаевич – первый заместитель атамана ПКО МСОО “ВВД” – занимается кадровой работой: собеседованием, изучением и отбором казаков, желающих вступить в станицы Псковского казачьего округа. Казачий полковник Азарьев Вадим Вадимович – походный атаман – занимается с казаками специальной подготовкой по казачьему прикладу (обучает владению шашкой, пикой, кинжалом и револьвером). В настоящее время организует и создаёт отряд кадетов в одном из детских домов города Пскова. Занимается комплектованием полка имени Михаила Черкашенина и является командиром данного полка. Войсковой старшина Евдокимов Игорь Михайлович – заместитель атамана ПКО МСОО “ВВД” – занимается с казаками, молодежью, малолетками и казачатами изучением приёмов восточно-славянских видов единоборств, организационными вопросами округа. Является кандидатом юридических наук. Пишет докторскую диссертацию по юриспруденции. Издаёт пособия по славянским видам борьбы и боксу. В 2008 году ему присвоено звание “Мастер боевых искусств России”. Войсковой старшина Андреев Юрий Александрович – товарищ атамана станицы Старцевская – обучает молодёжь некоторым видам спорта и прикладным видам народного творчества. Подъесаул Николаев Владимир Ива-нович – атаман станицы Великорецкая – возглавляет работу по взаимоотношениям с Псковской епархией, организует участие казаков в православных праздниках. Подъесаул Селянин Сергей Анатоль-евич – атаман станицы Сосновская – организует работу своих казаков по строительству и ремонту православных храмов и часовен, установлению Поклонных крестов и памятных камней. Вахмистр Федотов Олег Николаевич – атаман станицы Егерьская – со своими казаками патрулирует лесные уголья вдоль границы с Эстонией, занимается ремонтом оборудования на Псковском ипподроме. Казачий атаман станицы Морская хорунжий Кочкин Виктор Яковлевич со своими казаками патрулирует Псковское и Чудское озёра и ведёт борьбу с браконьерами, помогает пограничникам в борьбе с нарушителями государственной границы Российской Федерации. Сотник Зуев Михаил Иванович – казак станицы Великорецкая – занимается изучением исторических архивных документов, относящихся к жизни и деятельности казаков на территории Псковской области и готовит материалы для издания книги “Наши казаки” (Псковский областной словарь-справочник XVI–XX веков). Итак, казаки Псковского казачьего округа МСОО “ВВД” исторически входили в состав Всевеликого войска Донского, и такое подчинение органически связано с историей возникновения казачества на Псковской земле. Наша связь с донским казачеством нерушима. В.Д.Селянин, атаман Псковского казачьего округа МСОО “ВВД”, казачий полковник (В данной статье использованы материалы старшего научного сотрудника Псковского музея-заповедника, заведующего историческим сектором станицы Великорецкая Псковского казачьего округа МСОО “ВВД ” сотника Зуева М.И.)