ПОЗИЦИЯ ПАТРИАРХА ПО КАЗАЧЕСТВУ 14 октября в Новочеркасске состоялось заседание Совета по делам казачества при Президенте России. В нём принял участие Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Утром 14 октября патриарх Московский и всея Руси Кирилл отслужил божественную литургию в Войсковом Вознесенском кафедральном соборе Новочеркасска. Там же Патриарх освятил специальный штандарт. Казаки называют его “президентским”, им будут награждать лучшие кадетские корпуса страны. После службы святейший обратился с пасторским словом, поздравил с праздником Покрова Пресвятой Богородицы казаков и жителей Ростовской области. “Храните в сердце своем веру православную, без которой нет казачества, — наставлял Патриарх. — Храните в своем сердце любовь к Отечеству, без которого нет казачества. Храните доблесть, мужество, смелость, отвагу и способность защищать страну, обижаемых, слабых, служить делу божией справедливости и процветания России. И пусть покров Пречистой и Преблагостной царицы Небесной сохраняет вас и ограждает от всякого зла во славу веры и Отечества. Храни вас Бог!” После полудня Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл принял участие в заседании Совета по делам казачества при Президенте РФ. Из выступления Святейшего Патриарха Кирилла на заседании Совета по делам казачества при Президенте РФ … До революции казаки много потрудились во имя веры, царя и Отечества. В ХХ веке эта традиция была насильственно прервана, и семь десятилетий казачество практически искоренялось в его первоначальных формах и в его традиции. Но в конце прошлого века казачьи традиции пережили своё второе рождение. И сегодня казачество вновь помогает стране и Церкви, укрепляет рубежи нашей Родины, воссоздаёт её воинскую славу и доблесть. … Именно в казачестве преемственно сохранялись патриотизм, глубокая воцерковленность, жертвенная готовность защищать наши ценности. Именно поэтому казачество и подверглось жесточайшим репрессиям, пострадав, может быть, больше, чем какая-либо иная социальная группа старого общества. Тем не менее, люди, воспитанные уже в послереволюционных школах, вне всякого религиозного влияния, оказались способны возродить институт и сам дух казачества с его верностью Православию и Отечеству. …Главный итог, который можно подвести сегодня, состоит в том, что в новых исторических обстоятельствах казаки делом доказали, что они нужны России. Страна и народ увидели, что казачество — это не только часть истории, но и возможность для новых свершений. …Государственная власть стремится помогать объединению казаков, предлагая целый ряд важных инициатив. Сейчас очень важно, чтобы государство взяло на себя ответственность за выработку правовой базы войсковых казачьих обществ. Именно государство призвано регламентировать казачью службу, которая, в первую очередь, видится как служба ратная. Так, присвоение очередных званий казакам, как нам кажется, должно быть регламентировано государственными органами. Для казачьих войсковых объединений (такое, по крайней мере, мое личное глубокое убеждение) должна быть выработана единая символика и установлена единая военная форма, … Конечно, если говорить о форме, должны быть разные виды этой формы; форма должна различаться, и эти различия должны быть связаны с воинской казачьей традицией и с теми особенностями, которые свойственны каждому казачьему войсковому объединению. При этом необходимо, чтобы как можно большее число казачьих объединений получило возможность поступить на государственную службу. Дело, конечно, не в форме, дело в самом служении. Наверное, останется определённое количество общественных казачьих организаций, которые по тем или иным причинам не смогут влиться в ряды Вооруженных Сил или иных государственных структур. Желательно, чтобы такие объединения не испытывали трудностей в сохранении своих традиций, в том числе в использовании казачьей символики, хотя и отличной от той, что будет использоваться казачьими объединениями, состоящими на государственной службе. Но думаю, что и общественные казачьи организации должны иметь свою форму, которая была бы каким-то образом поддержана государственной властью. Перед казачьим сообществом стоит другая важная задача — преодоление разделений в своей среде. Такое разделение внутри казачества считаю недопустимым и исторически неоправданным. Если говорить о единстве, то огромную роль должны играть лидеры казаков. Когда избран казачий атаман, тогда и авторитет он имеет огромный. Случайные люди не должны попадать в казачью власть. Выборы должны быть из ответственных людей, это должны быть свободные выборы казаков, которые, выбирая своих лидеров, одновременно и присягали бы им на верность, и тогда многие внутренние нестроения, может быть, исчезли бы. Находясь на страже мира и спокойствия народа России, казачество во все времена черпало свою силу в православной вере. Очень важно, чтобы и в наши дни казачество хранило верность исконным православным традициям. Без хранения веры, без духовной ревности, без твердой опоры на духовные и нравственные ценности невозможно не только возродить казачество, но и само казачество невозможно. И я считаю необходимым централизованное окормление Церковью казачьих войсковых объединений. Среди казаков должны быть только благословлённые священноначалием священники, они должны иметь полномочия от своего правящего архиерея, а вся вертикаль церковной власти должна замыкаться на специальную службу в Москве при Патриархе, которая координировала бы работу духовенства в казачьих соединениях. …Надеюсь, что и впредь казачество пребудет верным своим традициям, укоренённым в вере, преданным Отечеству. Верю, что вместе с Церковью и государственной властью оно возродит былую славу русских казаков. … Перед Церковью стоит очень большая задача — воцерковление наших казаков. Быть православ- ным – это не значит фольклорно исполнять традиции, быть православным – это не только уметь креститься и снимать шапку в храме. Быть православным — это значит сопрягать, в первую очередь, нравственный Божий закон со своей жизнью. То, чем всегда было сильно казачество, — сила духа, а без сильной веры не может быть сильного духа. Вот почему и существовала такая органическая связь между Церковью и казачеством. И так важно, чтобы эта связь сегодня укреплялась. Казачество — это не только внешние отличительные символы, знаки; казачество — это образ жизни, в частности, формируемый под духовным воздействием православной веры. Вот почему, сознавая важность возрождения казачества, я принял решение взять под особое Патриаршее духовное водительство казачье сообщество России. … Поскольку казачий устав предполагает добровольное взаимодействие Церкви и казачества, то должен сказать, что мы будем бдительно наблюдать за духовным состоянием казачества, и скажу вам совершенно откровенно, применять канонические санкции прещения к тем казакам, которые будут позорить казачью форму и отступать от духа и традиций казачества. Пускай эти люди уходят в любые общественные организации и занимаются, чем хотят, но они не могут быть среди казаков. …Я хотел бы всех вас призвать к тому, чтобы нынешнее заседание Президентского совета помогло сделать принципиально новый и важный шаг к консолидации казачьего братства, в развитии и усилении роли казаков в нашей национальной жизни. И пусть помогает нам в этом Господь и Его Пречистая Матерь.