Все крепили оборону,
Кто в тылу, а кто в бою,
Все по-своему в погонах!
Все по-своему в строю!

Из рассказа героя войны заслуженного лётчика испытателя, космонавта СССР,дважды героя Советского Союза Георгия Тимофеевича Берегового

Во время войны под Богодуховом я вёл девятку на боевое задание уничтожить бронемеханизированную колонну немцев, в составе которого было не менее десяти зенитных установок. А что такое нарваться на заградогонь я хорошо представлял, привозя почти из каждого боевого вылета по несколькодесятков пробоин от пуль и снарядов. Нужно было соображать, как подойти к колоне незаметно и застать немцев врасплох. А как? Рокот двигателей девятки штурмовиков ИЛ-2 слышен за несколько километров. И пришла в голову рискованная идея, зайти с тыла и выключить двигатели и пикировать на колонну издалека. Рёва двигателей не было, и мы как смерть, появились над колонной.
Неожиданность, с которой мы появились над немецкой колонной, позволила нам уничтожить всю технику: танки, бронетранспортёры, зенитные установки. Нас встретил слабый винтовочно-автоматный огонь, который не мог бронированному штурмовику причинить вреда. Но у нас не было истребителей прикрытия, и мы внимательно следили за небом, уж слишком удачно сложился боевой день. Первым вражеские истребители обнаружил стрелок: «Командир» навстречу и сзади две группы «мессеров и фоккеров»! Стало понятно, что спрятаться некуда, небо чистое и безоблачное, в облака не нырнёшь. Внизу ровные поля.
Думай! Немцы с высоты нас всех перещёлкают. Мгновенно созревает решение – Делай как я! – И пикирую на огромное поле подсолнухов. А немцы на истребителях нас догоняют и сейчас откроют огонь. Мы же снижаемся до бреющего полёта, почти цепляемся за головы жёлтых подсолнухов. И сразу за нами появляется завеса из жёлтых лепестков подсолнухов. Эта завеса скрывает из видимости врагов наши штурмовики. Боясьстолкнуться с землёй, немцы взмывают в высь и готовятся к новой атаке. Мы же повторяем манёвр, и немцы отстают от нас, нас снова спасают от врагов жёлтые лепестки подсолнухов.
Мы, целёхонькие, возвращаемся на свой аэродром. Когда вылезли из кабин, ко мне подбежали друзья по эскадрилье.
«Ну, Жорка, работает у тебя Соображалка! С тобой жить и воевать можно!» Жить захочешь – засоображаешь!
Из многих непредвиденных ситуаций в воздухе выходил Жорка, у которого насчитывается 186 боевых вылетов и шестнадцать сбитых вражеских самолётов. За героический подвиг, проявленный при выполнении боевых заданий, Береговой Георгий Тимофеевич в 1944 году был награждён орденом В.И. Ленина и медалью «Золотая звезда» и присвоено звание Героя Советского Союза. Наступил долгожданный мир, и Георгий Тимофеевич решает: надо учиться, чтобы не отстать от жизни и техники. Окончил вечернюю школу, получил аттестат зрелости и поступил в Краснознамённую военно-воздушную академию, ныне имени Ю.А. Гагарина. После окончания академии Георгий Тимофеевич пишет рапорт с просьбой зачислить его в штат лётчиков-испытателей. В течение 16 лет Береговой испытал более шестидесяти типов новых самолётов. В 1961 году Береговому присвоено Почётное звание «Заслуженный лётчик-испытатель СССР» за номером Командование ГКНИИ ВВС им. Чкалова дважды представляло Г.Т. Берегового к награждению второй медалью «Золотая звезда». В представлениях неизменно указывалось, что этой награды он удостаивается «За мужество, героизм и самоотверженность, проявленные в течение многолетней работы лётчиком-испытателем при выполнении ответственных заданий исключительной важности». В 1964 году как один из лучших лётчиков-испытателей он был зачислен в Центр подготовки космонавтов.
Со слушателем-космонавтом Береговым возникли некоторые сложности, разрешить которые помогла Соображалка инженеров-конструкторов завода «Звезда».
До полёта Г.Т.Берегового летали космонавты ростом до 169 сантиметров и весом до 65 килограммов. Так у Ю.А. Гагарина, Г.С. Титова, В.Ф. Быковского рост был 165 см при весе 60 кг. У Валентины Терешковой рост 164 и вес 58 кг. П.Р. Попович и А.Г. Николаев при росте 169 см весили 65 кг. А у Георгия Берегового рост 179 см и вес 85 кг! С таким ростом и весом в космическое кресло «Казбек» ещё никто не «влезал». С весом Г.Т. Береговой боролся сам при помощи бега, бассейна и тренажёров. А проблему с ростом пришлось на себя взять конструкторам «Звезды». Они с большим трудом нашли в корабле место и удлинили металлическую часть (спинку) кресла «Казбек» на 50 мм, т.к. по корпусу Береговой превышал «малышей» именно на 50 мм. То есть корпус в кресло уложили, а ноги длинные куда девать?Вот тут уже и сработала Соображалка у конструкторов.
Они поместили Берегового в кресло в позу эмбриона: длинные ноги уложили на живот, согнув в коленях, подтянули их привязной системой к груди до подбородка. Эта поза принимается и фиксируется в кресле «Казбек» при запуске в космос и возвращении на землю на космическом корабле «Союз 3», на котором был совершён испытательный полёт Георгием Тимофеевичем Береговым.
Результат полёта на космическом корабле «Союз 3» ещё раз подтвердил высокий профессионализм боевого лётчика.
После выполнения этого полёта Г.Т. Береговому была вручена вторая «Золотая Звезда», звание Героя Советского Союза, звание лётчика-космонавта СССР и звание генерала авиации. В Кремле при вручении наград Л.И. Брежневподкладывал генеральские погоны под воротник кителя на место полковничьих, говорил: «Носи генерал! Я думаю, что это не последнее твоё звание», – и был прав.
Георгий Тимофеевич Береговой – дважды Герой Советского Союза, Герой ВОВ, заслуженный лётчик-испытатель СССР, лётчик-космонавт СССР, генерал-лейтенант авиации, начальник Центра подготовки космонавтов им. Ю.А. Гагарина с 1972 по 1987 год, когда вышел в запас по возрасту.

Ветеран ВОВ, ветеран космонавтики, ветеран – испытатель космического снаряжения, зам. председателя Совета Старейшин МКО Н.И. Драй