2 февраля (15 февраля по новому стилю) — один из двенадцати великих церковных праздников — Сретения Господа нашего Иисуса Христа («сретение» в переводе со славянского языка означает «встреча»).

В праздник Сретения Господня Церковь вспоминает важное событие в земной жизни Господа нашего Иисуса Христа, когда в 40-й день после рождения, Богомладенец был принесен в Иерусалимский храм. По закону Моисееву женщине, родившей младенца, в продолжение 40 дней было запрещено входить в храм Божий. После этого срока мать приходила в церковь с младенцем, чтобы принести Господу благодарственную и очистительную жертву. Пресвятая Дева, Матерь Божия, не имела нужды в очищении, ибо неискусомужно родила Источник чистоты и святости, но по глубокому смирению Она подчинилась предписанию закона.

В то время жил в Иерусалиме праведный старец Симеон который по преданию, был одним из переводчиков Священного Писания с еврейского на греческий язык. Он усомнился, что Спаситель родится от Девы; и тогда явившийся ему Ангел сказал, что он не умрет, пока своими глазами не увидит исполнение этого пророчества. Симеон долго ждал исполнения обещания Божия — он жил более 300 лет. По внушению свыше, благочестивый старец пришел в храм в то время, когда Пресвятая Богородица и праведный Иосиф принесли туда Младенца Иисуса, чтобы исполнить законный обряд.

Богоприимец старец Симеон взял Богомладенца на руки, и, благословив Бога, изрек пророчество о Спасителе мира: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыка, по слову Твоему с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовил перед лицом всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля».

Пресвятой Деве праведный Симеон сказал: «Вот лежит этот Младенец на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, и Тебе Самой оружие пройдет душу, да откроются помышления многих сердец».

В храме была также 84-летняя вдовица Анна пророчица, «которая не отходила от храма, постом и молитвой служа Богу день и ночь. И она в то время, подойдя, славила Господа и говорила о Нем (Богомладенце) всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме».

До Рождества Христова все праведные мужи и жены жили верой в Грядущего Мессию Спасителя мира и ожидали Его пришествия. Последние праведники уходящего Ветхого Завета – праведный Симеон и Анна пророчица удостоились встретить в храме Носителя Нового Завета, в Лице Которого уже встретились Божество и человечество.

Церковь избрала это событие двунадесятым праздником, потому что в нем содержится очень большой духовный смысл.  Весь Ветхий Завет, его заповеди, храмовое богослужение, благочестие, чтение пророков и закона Моисея подготовили многих людей к принятию совершенно нового, высшего учения. Оно заключается в том, что отныне человек освобождается от уз закона и встает под покров благодати. Если мы умом и сердцем усвоили, что такое христианство, то нам это должно быть понятно. А если не усвоили, что есть благодать Божия, не познали истинной духовной жизни, то, сколько ни объясняй, нельзя понять, в чем заключается это новое, отчего Христа не приняли и он оказался распятым.

Но почувствовать нам это надо, потому что иначе мы не поймем, почему Святая Церковь избрала Сретение своим праздником, почему Симеон был такой ветхий, почему он сказал: «Ныне отпущаеши…» — и после этого умер. Важно ведь не исполнение правила, важно, встретился ты с Богом или нет. И когда человек так рассуждает, значит, этой встречи не произошло, потому что при встрече с Богом человек содрогается от собственного греха. Бог есть свет, а то, что мы носим в себе, — тьма, и не заметить этого нельзя. Поэтому, если человек не видит в себе миллиарды грехов, это говорит о том, что он никогда Бога не видел, что он еще находится в Ветхом Завете, к нему пока не пришел Христос, человек еще не почувствовал, что такое благодать Божия. Или это было так давно и так кратко, что успел забыть.

Многие люди способны с помощью правил вести себя внешне безукоризненно. Таковы были фарисеи. Они исполняли весь закон, все его даже мелкие предписания, и при этом делали гораздо больше, чем сейчас мы с вами. Но пришел Христос — и они Его распяли, потому что у них в сердце была зависть, а про борьбу с завистью им никто никогда ничего не говорил, они об этом вообще не слыхивали. И многие из нас, гоняясь, за призраками исполнения чего-то, теряют гораздо больше, не понимая, что же главное принес в мир Христос.

Спасает не исполнение правил и не поиски «особенных» молитв. А то часто в стремлении вычитать побольше акафистов человек даже попадает под власть каких-то чисел: некоторые говорят: вот, надо сорок акафистов прочитать. А почему не сорок два или, может, двадцати трех хватит? Почему именно сорок? Или стремятся куда-то поехать: о, там благодатно! А там еще благодатней! Но каждый храм православный — это Небо. Что может быть благодатней?

Поэтому ни Ветхий Завет, ни вычитывания, никакие поездки по святым местам, по старцам, престолам, к иконам нас не спасут никогда. Спасет нас только то, что мы заставим себя по любви к Богу исполнять заповеди Божии, а святыня, перед которой мы будем молиться, должна подвигнуть нас к исправлению, старец – возбудить ревность ко святости, места святые — напомнить о подвигах тех, кто был здесь до нас.

Сретение — это встреча, и о ней повествуется в Святом Евангелии, стало быть, она несомненно имела очень большое значение для того, чтобы многие уверовали во Христа. Вот так и в нашей жизни: встречи — это очень важные события. Они могут привести нас в соприкосновение с добром и со злом, они могут открыть для нас новые горизонты, а могут разрушить то, что мы имели. Встреча — это всегда вызов и некая опасность с одной стороны, и новые возможности, новые перспективы — с другой. И как важно, чтобы встречи, которые у каждого из нас в жизни происходят и последствия которых бывают очень существенны, никогда не сбивали нас с правильного пути, который ведет к Богу, чтобы встречи не были искушением, а открывали новые возможности и давали силы к достойному прохождению жизненного пути.

Праздник Сретение несет большой духовный смысл. Встречаются два Завета; все лучшее, что есть в Ветхом Завете, символизирует собой старец Симеон, который держит на руках Младенца Христа. Он еще очень мал. Он только народился — и вот Ветхий умирает, чтобы дать жить Новому. Это должно произойти и в нашем сердце — все ветхое должно уйти, чтобы уступить место новому.

Праздником Сретения Господня заканчивается Рождественский цикл праздников, связанных с явлением Спасителя в мир. В этот день верующий христианин идет в церковь вновь поклониться Божественному Младенцу-Жизнодавцу, Солнцу Правды — Христу. И этот день становится для нас днем света и радости, днем Божиих благодеяний и чудес. И к нам на Святую Русь, пришел этот праздник любви, мира и светлой веры. «Зима с летом встретились», — говорит наш народ в этот день, хотя еще будет падать снег и морозные дни еще впереди. И, быть может, народное сердце здесь уловило самую глубокую, сокровенную сущность праздника — верующая душа предчувствует лето и видит восходящее над миром Солнце Правды — Бога.

Праздник Сретения Господня относится к древнейшим праздникам христианской Церкви. Но, несмотря на раннее происхождение, этот праздник до VI века совершался не так торжественно, как в наше время. В 528 году, при императоре Юстиниане, Антиохию постигло бедствие — землетрясение, от которого погибло много народа. За этим несчастьем последовало другое. В 544 году появилась моровая язва, уносившая ежедневно по несколько тысяч человек. В эти дни всенародного бедствия одному из благочестивых христиан было открыто, чтобы празднование Сретения Господня совершать торжественнее. Когда же в день Сретения Господня было совершено всенощное бдение и крестный ход, бедствия в Византии прекратились. В благодарность Богу Церковь в 544 году установила отмечать Сретение Господне как великий праздник.

На протяжении нескольких десятилетий в праздник Сретения Господня православный мир традиционно отмечает День православной молодежи. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил с обращением по случаю этого праздника.

Дорогие братья и сестры!

Сердечно поздравляю всех вас со светлым праздником Сретения Господня, к которому по установившейся традиции приурочено празднование Дня православной молодежи.

Ныне мы молитвенно вспоминаем евангельское событие: встречу праведного старца Симеона с принесенным в Иерусалимский храм Иисусом. Старец встречается с Младенцем, ветхое с новым, человек с Богом.

Такая встреча важна для каждого из нас, ибо все мы нуждаемся в опыте личного, таинственного и благодатного общения со своим Творцом. Размышляя о Боге, люди зачастую склонны представлять Его либо неумолимым судьей, порицающим и наказывающим нас, либо некой абстрактной высшей силой, безучастной и бесконечно далекой от наших чаяний и молитв. Оба этих воззрения неверны.

Христиане же знают другого Бога: любящего и сострадающего, милующего и прощающего, пришедшего на землю для того, чтобы возвестить людям Евангелие и совершить дело спасения. Взяв на Себя грехи всего человечества, Он принимает муки и восходит на крест, Своим тридневным Воскресением побеждает смерть и открывает врата рая всем живущим по вере. Многовековой опыт Церкви свидетельствует, что именно такая встреча и с таким Богом важна и желанна для всякой человеческой души, в особенности же для души юной, молодой.

Молодость — благословенное и ответственное время. Кипучая, нерастраченная энергия молодых людей вызывает восхищение взрослого человека. Молодости свойственно штурмовать и брать небывалые высоты, но она подвержена и риску падения. Кто из нас не переживал в молодости высочайшие взлеты, и кто не становился свидетелем страшных жизненных катастроф, происходящих с молодыми людьми? Чье сердце не скорбело при взгляде на то, как иногда понапрасну растрачиваются их жизненные силы. Зачастую отрезвление наступает слишком поздно, и многие из нас, достигнув зрелого возраста, с горечью понимают, что время молодости потеряно безвозвратно. Чтобы этого не случилось взрослые должны оказывать молодым людям внимание. Задача пастырей Церкви — показать молодежи путь доброй жизни и служения Богу и ближнему.

Сегодня нам предстоит вместе восстановить разорванную связь времен и традиции и уже на этой основе строить будущее. Хотел бы обратиться к вам, молодые люди современной России, с призывом познать и блюсти православную веру наших предков, беречь Отечество, сохраняя ему верность во всех жизненных невзгодах, стремиться к созданию полнокровной собственной семьи. Эти простые истины испытаны временем, опираясь на них, мы способны построить сильное государство, достичь успеха и испытать полноценное счастье в личной жизни.

Обращаясь к нашей молодежи, я призываю использовать бесценный дар юности на постижение Божественных установлений, на усвоение национальной культуры и на служение ближнему. Это путь желающих стать сильной личностью, ищущих полноты бытия и подлинного счастья.

Обращаясь к наставникам юных — всем тем, кто причастен к воспитанию и образованию молодежи, я призываю, прежде всего, во всем быть им достойным примером, ибо живые образы благочестия и целомудрия убедительнее всяких наставлений.

Все вместе мы должны проявлять друг ко другу любовь, уважение и терпение. Мы также призваны бережно относиться к духовному наследию нашего народа, черпать силы для стояния в правде и для единомыслия в почитании подвигов наших отцов и дедов, в наших многовековых богатых традициях.

Поздравляя всех с этим праздником, молитвенно желаю щедрой помощи от Господа в учебе, в духовном и интеллектуальном возрастании, в стремлении быть полезными ближним и дальним, Отечеству и Церкви. Да ниспошлет Господь крепость сил, разум и ведение (Ис. 11:2) всем ожидающим этой главной встречи в жизни, всем, обретшим радость общения с Небесным Отцом и следующим за Ним по пути спасения. Божие благословение Христово да пребывает со всеми вами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

7 + 13 =