Святые братья Кирилл и Мефодий стоят у истоков славянской письменности и христианской культуры и духовного просвещения Руси. Они — равноапостольные мужи, аскеты, миссионеры, богословы, дипломаты. Их жизнь — непрестанное служение Богу и ближнему, пример подвига, деятельного служения и созерцательного богопознания.

К своей миссии святые братья были готовы не только интеллектуально, но и духовно. Они много провели в монашеском уединении, и этот опыт монашеской жизни, созерцания, самососредоточения в молитве был передан славянским народам во время их миссии.
Основные миссионерские начинания святых братьев были осуществлены в 858-867годах.
Для осуществления миссии к славянам, по промыслу Божию, произошёл ряд важнейших миссий к другим народам, в которых святые братья приняли самое непосредственное участие — к арабам и хазарам. Первые были носителями мусульманства, вторые — иудаизма. Опыт дискуссии, бесстрашной проповеди веры перед агрессивным оппонентом оказался крайне необходим и для славянской миссии.
Третья моравская миссия была направлена к южным славянам, жителям загадочной страны Великой Моравии. В 862 году правитель Великой Моравии Ростислав попросил императора Михаила крестить свой народ и приобщить его к христианской письменности и культуре, что и было поручено св. Кириллу.
Кирилл подчинился и, помолившись вместе со своими сотрудниками (или единомышленниками), сразу взялся за дело. Таким образом, именно во время третьей моравской миссии, обращенной к славянам, святые братья Кирилл и Мефодий изобретают письмена.
О чём это говорит? В те древние времена славяне были младшими братьями не только по отношению к утончённым византийцам, но и по отношению к арабам и хазарам, которые уже обладали своей письменностью. Главным делом Кирилла и Мефодия становится не столько проповедь среди культурно сложившихся иноверных народов, сколько проповедь среди меньших сих, среди тех, кто ещё не обладал ни письменностью, ни сформировавшейся культурой. Согласно евангельскому повествованию верный в малом был поставлен над многим (ср. Лк. 19, 7). Так и славяне, приобщившись Православию, обогнали не только арабов и хазар, но в некотором отношении и самих византийцев…
Что сделали святые братья? Они, во-первых, изобрели письмо, алфавит; во-вторых, приобщили славян к духовной культуре Православия, сделав для них переводы Священного Писания, некоторых святоотеческих и богослужебных книг; в-третьих, явили в своей собственной жизни пример святости, несения подлинных подвигов, борьбы за истину, стояния в правде и свободе.
Славянская письменность начинается как письменность священная: первые переведённые слова — это начало Евангелия от Иоанна. «В начале бе Слово», — одновременно громогласно прозвучали евангельские слова о начале мироздания и о Боговоплощении.
Возможно, что первоначально славянская письменность была глаголической, её обозначали буквы, строившиеся на значимых в христианстве символах — круге, треугольнике и знаке креста. Потом она стала кириллической, более близкой к графике греческого алфавита. Хотя глаголическая письменность не имеет к Руси прямого отношения, её символика была далеко небезразлична русскому человеку.
До сих пор мы пользуемся кириллицей, названной так в честь святого Кирилла. Равноапостольный муж был назван в монашеском постриге Кириллом в Риме, незадолго до своей ранней кончины в возрасте 42 лет. Но дело его, увековеченное в духовной и культурной традиции славян, в современных православных славянских странах связывается с кириллической письменностью. «Аз, буки, веди», — начинали учить славянский алфавит. Следующие три буквы — «глагол, добро, есть» — таинственно перекликались с божественным откровением в евангелии от Иоанна: «В начале было Слово…», Которое часто именовалось Глаголом, и пророчески жгло сердца людей, попаляя грешников и воспламеняя к добродетельной жизни праведников…
Культурная традиция, заложенная святыми братьями, также в течение многих веков, вплоть до настоящего времени, остается основополагающей. Чем занимались святые братья в просвещаемых ими странах? Они основывали храмы, учреждали школы, центры книжности и образования. Храмовая архитектура, иконописные и фресочные изображения, монодийное пение, красота слова — всё начинало давать плод сторицею. Посеянному в Великой Моравии надлежало прорасти в Болгарии, а потом на Руси и в Сербии.
Русская история начинается с подвига святых страстотерпцев Бориса и Глеба, её царский период завершается расстрелом семьи царственных страстотерпцев, страшными тотальными и бесчеловечными экспериментами, жертвами которых остаёмся и мы с вами.
Христианство на Руси развивалось, опираясь на государственные решения, принимавшиеся с учётом голоса Церкви. Князь Владимир принимает решение о крещении самого себя и своего народа. И все последующие князья и цари по преимуществу мыслили себя, и в действительности были, хранителями Православия.
Правители основывали школы и университеты, поддерживали бедные монастыри, становившиеся оплотом святости и духовного окормления. В лучшие времена правители несли ответственность за материальное и духовное бытие своего народа.
Несомненно, что святые Кирилл и Мефодий, принёсшие славянским народам в дар слово, положили это слово, разумность, мудрость в основание государственного строя тех народов, которых они укрепили в вере во Христа.
Русская история — это борьба, движение, созидание, проповедь, сеяние и хранение слова. Славянские страны, приняв свет веры Христовый, из далёких стали близкими, из чужих — родными, из диких — умиротворенными, из неверных — наипреданнейшими Христу. Они подтвердили эту верность во времена гонений. Сейчас — время возвращения к истокам, время исправления ошибок, время новых переводов и проповедей, обращенных к человеческих душам, заблудившимся в современном бездорожье и обретающим путь во Христе. В том, что это происходит, — великая заслуга святых братьев и всех тех, кто способствовал им.

Дионисий (Шлёнов), игумен
Из доклада на научно-практической конференции,
проходившей 26 мая 2008г. в Хабаровске

Святые Кирилл и Мефодий

Святые Кирилл и Мефодий пред нами,
Их праздник великий и славный мы чтим.
Украсьте же, люди, икону цветами,
Пролейте слезу благодарности им.
Простые их буквы — не искры ли это?
Не брызги ли это небесных лучей?
Снопами великого вечного света
Они воссияли над жизнью людей.
На север славянский от светлого юга
Те искры святые они принесли,
И их не задула суровая вьюга,
Они разгорелись по лону земли.
Светильника их чудотворная сила
Святою лампадой горит в темноте.
Нет бури, что светоч бы тот погасила,
Нет моря, что искры бы залило те!
Вы, чистые, юные, милые дети!
Любите угодников этих святых!
И пусть перед вами в таинственном свете
Сияют их лики в венцах золотых.
В тяжелом сомненьи, в житейской невзгоде,
В беде — призывайте вы их имена.
Учители наши — Кирилл и Мефодий
Хранят нас молитвой на все времена.