ВОЕННАЯ СЛУЖБА КАК ОСОБАЯ ФОРМА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СИСТЕМЕ КАЗАЧЕСТВА Война, защита родной земли, матушки-России, высокое чувство патриотизма всегда были основным стержнем жизни казачества на протяжении всей его истории. Именно поэтому и гражданские, и военные историки посвятили большое количество исследований этой проблеме. Император Франции Наполеон так говорил о казаках: “ Казаки – это самые лучшие лёгкие войска среди всех существующих. Если бы я имел их в моей армии, я прошёл бы с ними весь мир”. Конь был верным другом казака в походах, потому он не менее лестно воспет в казачьем песенном фольклоре. В боях с врагами казаки часто атаковали одновременно конными и пешими отрядами. В этих случаях они всегда придерживались такого тактического построения: пехота выходила вперёд с пушками, за ней следовала часть конницы, а наиболее отважные конники действовали врассыпную, удаляясь вперёд и в сторону, дезорганизуя противника и ведя разведку боем. Уже к концу ХVI в. казаки успешно освоили огнестрельное оружие и прекрасно стреляли из ружей. Голландский купец Исаак Массе, описывая сопротивление казаков войскам царя Бориса Годунова в Орловском городе Кромы, отмечает: “Казаки, умеющие так искусно стрелять из своих мушкетов и длинных ружей как никто на свете, никогда не давали промаха и подстреливали или всадника, или лошадь”. Многие стрелки могли попасть в монету, зажатую между пальцами, за 20–30 шагов. Казаки умело пользовались окопами и траншеями – “нарами земными”, из которых их было очень трудно выбить даже во много раз превосходящему противнику. В результате победы в сражении оставались за удальцами – атаманами. Если рассматривать военные формирования казаков, то у них изначально преобладали более мелкие боевые единицы, избиравшие себе командиров. В момент зарождения казачества как явления русской жизни и феномена всемирной истории это были ватаги удальцов, объединявшиеся для отстаивания своей независимости. Каждая ватага насчитывала 20–30 человек и называлась станица (имен- но в смысле отряда конной разведки, военного объединения, а не населённого пункта). Зимовщина и городки, где обитали казачьи ватаги, состояли из шалашей и землянок, обносились плетнём, земляным валом или устраивались прямо на островках у излучины крупных рек и на протоках. Позже ватаги сплачивались в более крупные общины для совместного проживания и ведения боевых действий. В них входило уже несколько единиц со своими атаманами. Появлялась и активно действовала общевойсковая организация. На кругу избирался общий походный атаман, который руководил казаками в период похода или набега. Однако если говорить по большому счёту и рассматривать военное искусство казаков в историческом плане, то доначала ХVI в. казаки практически не имели постоянной военной и политической поддержки со стороны неокрепшего Московского государства. Они самостоятельно формировали свою военную организацию и совершенствовали военное искусство при определяющем влиянии перечисленных выше факторов. Думается, что именно эти обстоятельства во многом предрешили военно-демографический характер казачьей общины, который пронизывал все стороны общественной жизни, все формы гражданского быта. Служба казаков в интересах России включала охрану приграничных территорий, сопровождение послов в Турцию, Иран, Крым, участие отдельных казачьих отрядов (сотен, полков) в военных действиях во время войн с юго-восточными соседями. При этом ни военная организация, ни военные традиции казачества не подвергались никаким ограничениям и регламентации. Казачество, таким образом, сохранило не только государственную, но и военную автономию, основанную не на законе, а на сформировавшихся традициях. Разумеется, военная организация, военное искусство и традиции казаков за столетия своего существования претерпели значительную эволюцию и прошли целый ряд этапов в своём развитии. Первый этап можно условно выделить с момента образования вольного казачества в Диком поле в третьей четверти XVII в. Какие же основные факторы повлияли на складывание военной организации и военных традиций казачества? В чём состояли особенности его военного образа жизни на этом этапе? Не имея возможности обзавестись хозяйством при полукочевом образе жизни, казаки изначально могли отстоять эту территорию и найти средства к существованию только в постоянной войне со всеми и против всех, добывая себе зипуны (одежду), оружие, лошадей и т.п. Социальная открытость казачьих станиц (отрядов-общин) и первых поселений, их образ жизни, многонациональная основа (славянорусы, тюрки и др.) выковали своеобразный сплав военного искусства и традиций отдельных социально-этнических групп, участвующих в складывании нового казачьего этноса, формировании его военной организации. В казаки шли (по образному выражению историка С.М.Соловьёва), как правило, бродяги-богатыри. Многие из них уже обладали военными навыками или могли постоять за себя. Каждый приносил в общину свой военный опыт и обогащал его за счёт приобщения к уже имевшимся военным традициям. Второй этап развития военной организации и военного искусства казаков начинается с конца XVII столетия и длится до середины XIX в. Содержанием этапа стало постепенное, но окончательное превращение казачества в военно-служивое сословие Российской империи, а казачьих военных организаций – в регулярную часть русской армии, всё более подгонявшуюся под общероссийские стандарты. Основными вехами этого процесса были военно-административные реформы Петра I, Екатерины II и особенно Николая I. Уже с 20-х годов XVIII века казачья организация постоянно подвергалась ещё большей регламентации со стороны имперского правительства и военной коллегии. Несколько изменились и условия службы. Казачий земельный надел – пай стал как бы условием, феодальным держанием за службу царю и Отечеству. Казака обязали являться на службу по первому зову или по очереди.Для этого от него требовалось подготовить снаряжение, 17 видов обмундирования и двух строевых коней за свой счёт на доходы с имеющегося хозяйства. Так появилась мина замедленного действия. Привязав (хотя и условно) казака и казачью общину к земле через обязательную службу, самодержавие превращало большую часть казаков в воинов-хлебопашцев, а после принятия Положений о казачьих войсках они максимально приближались к статусу военных переселенцев. Проводы на службу были большим праздником в станицах и на хуторе. Армия из числа казаков строилась по образцу западно-европейского военного искусства эпохи Нового времени, которое родилось в битвах на полях Европы и основывалась на возрождённой силе пехоты, вооружённой огнестрельным оружием, и ударной мощи кавалерии, организованной в крупные тактические единицы и заменяющей рыцарскую конницу одиночных профессиональных бойцов. В период войны второй половины XVII – начала XIX в. сложились новые традиции воинской службы казачества. Что же собой представляли эти традиции, как изменились условия службы и казачьи воинские подразделения – полки, появившиеся в войсках с XVII в. Тактика казаков представляла собой причудливую смесь боевых приёмов разных народов, которыми пополнялось казачество на протяжении всей своей истории. Для казачьего полка характерно отсутствие в бою чёткого строя и нацеленность тактической подготовки на обучение бойца, а не на муштру всей конницы, как это практиковалось в регулярной кавалерии российской и других армиях западно-европейских держав. Например, это проявлялось в несколько изменившемся военно-тактическом приёме казаков – лаве. Казачьи полки и даже сотни формировались по строго территориальному принципу. Они пополнялись призывниками из одних и тех же мест, благодаря чему возникало прочное чувство войскового товарищества. Их родные и близкие в станицах и на хуторах через переписку как бы контролировали ход службы казаков, их успехами гордились не только родные, но и все станичники. Взаимоотношения между казаками различных сроков службы были братскими, правилом являлась товарищеская помощь. Кризис бессилия конницы перед стрелково–артиллерийским огнём полностью выявила первая мировая война, в ходе которой штабы избегали использовать кавалерийские соединения для прорыва обороны и вводили их лишь для развития успеха пехоты. Гражданская война в силу специфики условий вновь вывела конницу на первый план, хотя исторически кавалерия была уже обречена. Польская кампания германских войск (сентябрь 1939 г.) и начальный период Великой Отечественной войны были последними свидетелями боевых действий конницы. Но сегодня уже не середина XX века, сегодня начало XXI столетия. Россия переживает свои новые и очень нелёгкие времена. Какое место в решении имеющихся проблем займёт наше возрождающееся казачество, решать нам, ныне живущим. Очень хотелось бы, чтобы эти решения были мудрыми на благо всего нашего народа и матушки-России! А.И.Елесин, атаман Орловского отдельного казачьего округа, генерал-майор КВ,товарищ атамана МКО МСОО “Всевеликое войско Донское” Литература: А.Таказаев “Казаки и военная служба ”, Н.М.Карамзин “История государства Российского ”,С.В.Номикосов “Воинская повинность казаков».