19 января (6 января по старому стилю) православные отмечают великий двунадесятый господский праздник — Крещение (или Богоявление), установленный в воспоминание Крещения Иисуса Христа в водах Иордана. Это завершающий праздник рождественско-новогоднего цикла, имеет 4 дня предпразднства и 8 дней попразднства.

Он празднуется не менее торжественно, чем Рождество Христово. Можно сказать, что Рождество и Крещение, связанные между собой святками, составляют единое торжество — праздник Богоявления. Именно в единстве этих праздников нам являются все три лица Пресвятой Троицы. В вифлеемском вертепе родился во плоти Сын Божий, а при Его крещении, из отверстых небес «Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь» и был слышен голос Бога Отца, «глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!» (Лк. 3, 22).

Крещение — это один из самых древних праздников христианской церкви. Его установление относится к апостольским временам. Сохранилось свидетельство святителя Климента Александрийского о праздновании Крещения Господня во II веке и совершаемом пред этим праздником ночном бдении. В III веке на праздник Крещения известны беседы при Богослужении святого мученика Ипполита и святого Григория Чудотворца. В последующие столетия — с IV по IX век — все великие отцы Церкви — Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Амвросий Медиоланский, Иоанн Дамаскин проводили особые беседы о празднике Богоявления. Преподобные Иосиф Студит, Феофан и Византий написали много песнопений на этот праздник, которые поются и сейчас за Богослужением.

Преподобный Иоанн Дамаскин говорил, что Господь крестился не потому, что Сам имел нужду в очищении, но чтобы, «водами погребсти человеческий грех», исполнить закон, открыть таинство Святой Троицы и, наконец, освятить «водное естество» и подать нам образ и пример Крещения.

Древнее название праздника — «Епифания» («явление») или «Теофания» («Богоявление»), потому, что при Крещении Господа явилась миру Пресвятая Троица (Мф. 3, 13-17; Мк. 1, 9-11; Лк. 3, 21-22). С древних времен этот праздник назывался днем Просвещения. Его также называли «праздник Светов», «Святые Светы» или просто «Светы». Ибо Бог приходит в мир в этот день, чтобы явить миру Свет неприступный, Бог есть Свет и явился просветить «седящих во тме и сени смертней» (Мф. 4, 16) и спасти по благодати падший человеческий род.

О событии Крещения Господня можно рассказать следующее.

Господь наш Иисус Христос, возвратившийся после смерти царя Ирода из Египта, рос в небольшом городе Назарете, находящемся в Галилее. С Пресвятой Своей Матерью Он пребывал в этом городе до Своего тридцатилетия, зарабатывая на пропитание Себе и Пречистой Деве ремеслом праведного Иосифа Обручника, который был плотником. Когда же исполнялся тридцатый год Его земной жизни, то есть время, до которого по закону иудейскому никому не позволялось учительствовать в синагогах и принимать сан священника, наступило время явления Его народу Израильскому. Но прежде того момента, по слову пророческому, должен был явиться Израилю Предтеча, на котором лежала задача приготовить народ Израиля к принятию Мессии, тот, о котором пророк Исайя предрек: «глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему» (Ис. 40, 3). Вдали от людей, во глубине суровой Иудейской пустыни был глагол Божий к Иоанну, сыну Захарии (Лк. 3, 2), сроднику Пресвятой Девы, который еще во чреве матери своей, праведной Елисаветы, радостно взыграл, приветствуя своего Спасителя, о котором в мире еще никто не ведал, кроме Его Пречистой Матери, получившей благовествование от Архангела. Этот глагол Божий повелевал Иоанну выйти в мир с проповедью покаяния и крестить Израиль, чтобы свидетельствовать о Свете, дабы все уверовали через него (Ин. 1, 7).

Иоанн, внимая слову Божию, ходил по всей стране иорданской, проповедуя крещение покаяния для прощения грехов (Лк. 3, 3). Послушать его проповедь выходила вся иудейская страна и жители Иерусалима, которые крестились у него в водах реки Иордан, исповедуя свои прегрешения (Мк. 1, 5). У иудеев, приходящих к Иоанну, возникал естественный вопрос: Не он ли, чаемый всеми Избавитель, Утешение Израилево? Креститель же в ответ говорил: «Идет за мною Сильнейший меня, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его; я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым» (Мк. 1, 7-8).

И вот, в один из обычных дней, когда Иоанн с проповедью обращался к собравшимся у Иордана иудеям, он Духом Святым узнал среди людей Того, пред Кем тридцать лет назад взыграл во чреве матери своей. Иисус пришел из Галилеи на Иордан, чтобы принять крещение от Иоанна наравне со всеми. Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? (Мф. 3, 14). Святой, видев перед собой Сына Божия, не подвластного греху, сам требовал от Него крещения, как находящийся под грехом ослушания, перешедшим от Адама на весь род человеческий. Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду (Мф. 3, 15). Он не имел нужды в этом крещении, как безгрешный и непорочный, рожденный от Пречистой Девы Марии и Сам, по божеству Своему, бывший источником всякой чистоты и святыни, но, так как Он взял на Себя грехи всего мира, то и пришел к водам Иорданским, чтобы очистить их посредством крещения. Он пришел креститься для того, чтобы освятить Собой водное естество, чтобы и нам даровать купель святого крещения. Он пришел креститься еще и для того, чтобы Иоанн увидел исполнение глагола Божия, повелевшего ему выйти из пустыни: «На Кого увидишь Духа, сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым» (Ин. 1, 33).

Преподобный Иоанн Дамаскин говорил, что Господь крестился не потому, что имел нужду в очищении, но чтобы «водами погребсти человеческий грех», исполнить закон, открыть таинство Святой Троицы и, наконец, освятить «водное естество» и подать нам образ и пример Крещения.

Иоанн Предтеча не считал себя достойным крестить Иисуса, но по велению Божьему повиновался. Вот как об этом событии рассказывает Закон Божий: «…вдруг раскрылись небеса, и увидел Иоанн Дух Божий, который в виде голубя спускался на Иисуса. А с неба раздался голос Бога Отца: «Сей есть Сын мой возлюбленный, в котором мое благоволение».

Святой Креститель подчинился слову Христову и Иордан принял в свои воды Того, повелением Которого начал свое течение. Как повествует Евангелие, после принятия крещения Господь тотчас вышел из воды. Об этом «тотчас» церковное предание повествует, что святой Иоанн Креститель каждого крестившегося у него человека погружал до шеи и так держал его до тех пор, пока тот не исповедовал все свои грехи. Только после этого человеку дозволялось выйти из воды. Христос же, не имевший грехов, не мог удерживаться в воде, поэтому тотчас и вышел из реки. Когда же Он выходил из воды отверзлось небо, и Дух Святой нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение! (Лк. 3, 21-22). Подобно тому, как во дни Ноя голубица возвестила об умалении воды потопа, так и здесь подобие голубя указывало на окончание потопа греховного. Дух Святой явился людям в виде голубя потому, что эта птица символ любви, чистоты и кротости. Так и Дух Святой есть источник чистоты, пучина человеколюбия, учитель кротости и мира.

Церковь в празднике Крещения Господня утверждает нашу веру в высочайшую, непостижимую разумом тайну Трех Лиц Единого Бога, учит исповедовать и прославлять Святую Троицу, обличает и разрушает заблуждения древних лжеучителей, пытавшихся мыслью и словом человеческим объять Творца мира. Она показывает необходимость Крещения для верующих во Христа, внушает нам чувство глубокой благодарности к Просветителю и Очистителю нашего греховного естества.

Богоявление открыло людям великую божественную тайну Святой Троицы. Теперь каждый крестившийся приобщается к ней так же, как ученики Христа, который говорил: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа». Крещение означало, что как тело омывается и очищается водой, так и душа человека, кающегося и уверовавшего в Спасителя, будет очищена от всех грехов. Сам Иоанн восклицал: «Я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым». Своим Крещением в Иордане Господь освятил таинство крещения, — первое из семи таинств, которое принимает всякий, вступающий в Церковь.

Слово «крещу», «крещаю» означает по-гречески «погружаю в воду». По библейским источникам, крещение Христа, которое проводил Иоанн Предтеча, происходило на месте древней переправы через реку Иордан, — приблизительно в пяти километрах от впадения реки в Мертвое море. Сегодня о событиях святого Богоявления, совершившегося здесь, напоминает паломникам расположившийся неподалеку греческий монастырь святого Иоанна Предтечи.

На протяжении многих лет очень долго не был разрешен вопрос о том, на каком берегу находится Место Крещения — на западном или на восточном? Израиль и Иордания представляли свои аргументы «за» и «против» — каждый в свою пользу. Но доводы в пользу восточной стороны оказались более весомыми. Во-первых, потому что в Библии есть упоминание о том, что когда в Иерусалиме Иисусу стали угрожать, что его забьют камнями, он «пошел опять за Иордан, на то место, где прежде крестил Иоанн». Во-вторых, именно на Иорданской стороне были найдены Тропа Иоанна Крестителя, Источник Иоанна Крестителя и Пещера Иоанна Крестителя. В-третьих, существуют сведения о том, что Иоанна Крестителя однажды приняли за пророка Илию, который именно на восточном берегу реки Иордан укрылся от царя Ахавы и царицы Иезавель. К тому же с давних времен Иоанн Креститель почитается христианами Иордании как небесный покровитель страны.

Таким образом, в 2000 году местность Вифания (Bethany) за Иорданом официально была признана Ватиканом после визита папы римского Иоанна Павла II Местом Крещения Иисуса Христа и объявлена местом паломничества.

К Месту Крещения можно пройти несколькими путями. Самый главный и удобный из них — широкая гравийная дорога для туристов и паломников, ведущая через ворота к реке Иордан, но гораздо интереснее идти по Тропе Иоанна Крестителя. Идя по узкой тропинке, по которой в период своего служения ходил Иоанн Креститель, как будто попадаешь на картинку из детской Библии, он представляется тебе между зарослями тамариска, и невольно задаешь себе вопрос: а что здесь делает толпа людей в современной одежде с фото- и видеокамерами? Также идя этим путем, можно увидеть источник Иоанна Крестителя и церковь Иоанна Крестителя, построенную в 2004 году на месте древней, появившуюся в византийскую эпоху непосредственно на том месте, где был крещен Господь и где он снял свои одежды перед Крещением. Сегодня на месте крещения Христа, расположенном на территории современной Иордании, традиционно в это время проходят праздничные службы. В них принимают участие представители разных церквей.

Крещение Иисуса ознаменовалось началом новой эры, союзом между Богом и людьми. После Крещения Христа — сам праздник уже не просто символ очищения от грехов. Крещение Христа — это явление Его миру, как Сына Божьего. «Я видел, я свидетельствую: Он — Избранник Божий», — говорит предтеча. Богоявление открыло нам великую Божественную тайну Святой Троицы. Теперь каждый окрещающийся приобщается этой тайне, по словам Христа к Своим ученикам «Идите, научите все народы, крест их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф. 28, 19).

Святая Церковь в празднике Крещения Господня утверждает нашу веру в высочайшую, непостижимую разумом тайну Трех Лиц Единого Бога и научает нас равночестно исповедовать и прославлять Святую Троицу Единосущную и Нераздельную; обличает и разрушает заблуждения древних лжеучителей, пытавшихся мыслью и словом человеческим объять Творца мира. Церковь показывает необходимость Крещения для верующих во Христа, внушает нам чувство глубокой благодарности к Просветителю и Очистителю нашего греховного естества. Она учит, что наше спасение и очищение от грехов возможно только силою благодати Святого Духа и потому необходимо достойно хранить эти благодатные дары святого Крещения для сохранения в чистоте той драгоценной одежды, о которой говорит нам праздник Крещения: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся» (Гал. 3, 27).

Таким образом, через Крещение падший человек обновляет свой первоначальный образ Бога в себе. Великая тайна крещения не сразу становится явью. Этот день, День Крещения, делает нас едиными со Христом. Во время обряда крещения, в воде, являющейся источником новой жизни, человек умирает для греха и воскресает для Бога. Потому крещение играет столь важную роль в христианстве.

В память о том, что Спаситель своим крещением освятил воду, проводится освящение воды – водосвятие. Особенность этого Праздника составляют два великие водоосвящения, так называемые в отличие от малого, ибо малое водоосвящение может совершаться во всякое другое время. Великое водоосвящение совершается по Уставу в конце литургии, после заамвонной молитвы, в самый день Богоявления (6/19 января), а также и в навечерие Богоявления (5/18 января). Водоосвящение совершается священником при помощи троекратного погружения креста и благословения.

Крещенская святая вода (ее называют также Великая Агиасма) — одна из величайших святынь. Она не портится длительное время, подает исцеление недугов душевных и телесных, гасит пламя страстей, отгоняет злых духов — вот почему ею окропляют жилище и всякую вещь, которую освящают.

Верующие приносят воду в свои дома, где она может стоять годами и не портиться. У православных верующих существует обычай: набрав крещенской воды, окроплять ею свои жилища — для их очищения от воздействий бесовских сил. Христиане верят, что крещенская вода лечит от различных недугов, придает бодрость и здоровье, помогает «отвернуть» любое бедствие и порчу. Крещенскую воду следует благоговейно хранить в течение всего года и относиться к ней как к великой святыне. С древних времен сохранился обычай окунаться в этот день в прорубь — купались даже больные люди.

Преподобный Серафим Саровский после исповеди паломников всегда давал им вкушать из чаши святой крещенской воды. Преподобный Амвросий Оптинский послал смертельно больному человеку бутылку со святой водой — и неизлечимая болезнь, к изумлению врачей, отошла. Старец иеросхимонах Серафим Вырицкий всегда советовал окроплять продукты и саму пищу иорданской (крещенской) водой. Когда кто-нибудь сильно болел, старец Серафим благословлял принимать по столовой ложке святой воды каждый час. Он говорил также, что сильнее лекарств, чем святая вода и освященное масло, нет.

«Освященная вода, — писал святитель Димитрий Херсонский, — имеет силы к освящению душ и телес всех, пользующихся ею». В то же время Святитель Феофан Затворник пишет: «Вся благодать, идущая от Бога через святой Крест, святые иконы, святую воду, мощи, освященный хлеб (артос, антидор, просфоры) и другое, включая Святейшее Причастие Тела и Крови Христовых, — имеет силу лишь для тех, кто достоин этой благодати через покаянные молитвы, покаяние, смирение, служение людям, дела милосердия и проявление других добродетелей христианских. Но если нет их, то эта благодать не спасет, она не действует автоматически, как талисман, и бесполезна для нечестивых и мнимых христиан (без добродетелей)».

Чудеса исцелений происходят и в наши дни, и они бесчисленны. Но чудесных действий святой воды удостаиваются лишь те, кто приемлет ее с живой верой в обетования Божия и силу молитвы Святой Церкви, те, кто имеет чистое и искреннее желание изменения жизни, покаяния, спасения. Бог не творит чудес там, где хотят видеть их только из любопытства, без искреннего намерения воспользоваться ими к своему спасению. «Род лукавый и прелюбодейный, — говорил Спаситель о своих неверующих современниках, — ищет знамения; и знамение не дастся ему».

Чтобы святая вода принесла нам пользу, будем заботиться о чистоте души, о высоком достоинстве наших помыслов и поступков.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

восемь + один =