Вот и подходит к концу семинедельный Великий Пост. Открывает новый цикл — цикл весенних праздников, Вход Господень в Иерусалим, который русская Православная Церковь
празднует в этом году 25 апреля.
Накануне, в субботу, отмечают праздник весеннего обновления природы.
Суббота перед Входом Господнем в Иерусалим считается днем «Лазарева воскресения», а вся шестая неделя великого поста — вербной неделей, «вербницей».
Наступали последние дни земной жизни Господа. Приближалось время, когда Единородный Сын Божий, пришедший в мир ради спасения грешных людей, будет предан позорной и мучительной казни — распятию на кресте, как один из преступников.
Но прежде совершения сего великого и спасительного для нас Таинства, Господь благоволил явить в последний раз славу Свою
как обещанный пророками народу еврейскому Мессия, как Царь не только Неба, но и земли.
Незадолго перед этим Господь сотворил одно из величайших чудес своих: воскресил из мертвых Лазаря, уже четыре дня лежавшего во
гробе. Весть о небывалом чуде облетела всю окрестность иерусалимскую. Всем хотелось видеть великого Чудотворца. Как бы отвечая на желания народа, Господь решил идти в Иерусалим.
Узнав об этом, весь народ пришел в движение; многие из нетерпения скорее видеть великого Чудотворца вышли из города
навстречу Спасителю. Господь с учениками уже приближался к Иерусалиму. Тогда Он, призвав двух учеников Своих, сказал им: «Пойдите в селение, лежащее напротив. Там вы найдете ослицу привязанную и молодого осла с нею. Приведите его ко Мне. Если же кто скажет вам что-нибудь, ответьте, что так повелел Господь».
Ученики пошли и исполнили все, что сказал Господь. Приведя молодого осла, они накинули на него свои одежды, и Господь сел поверх их. Христос входит в Иерусалим. Он открывает людям спасение от рабства греха, но его ждут страдания и крестная смерть. Все четыре евангелиста повествуют о Входе Иисуса Христа в Иерусалим за несколько дней до крестных страстей Его. Когда после чудесного воскрешения Лазаря Иисус Христос за шесть дней до Пасхи собрался для празднования ее идти в Иерусалим, то многие из народа с радостным чувством последовали за Иисусом, готовые сопровождать Его с торжественностью, с какою в древние времена на Востоке сопровождали царей. Первосвященники же иудейские,
негодуя на Иисуса за то, что Он возбуждал к Себе необыкновенное почитание в народе, задумали убить Его, а также и Лазаря, «потому что ради него многие из Иудеев приходили и веровали в Иисуса».
Но произошло неожиданное для них: «Множество народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идет в Иерусалим, взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали:
«Осанна! Благословен грядущий во Имя Господне, Царь Израилев!»
Многие подстилали свои одежды, срезали ветви с пальм и бросали по
дороге, дети приветствовали Мессию. Уверовав в могущественного и благого Учителя, простой сердцем народ готов был признать в Нем Царя, который пришел освободить его. Толпа иерусалимлян его шумно приветствует, но видит в нем земного Спасителя, ждет освобождения не от духовных пут греха, а от оккупантов-римлян. Люди устилают дорогу Иисуса пальмовыми ветвями, а Он видит заблуждение тех, кто так радостно его встречает. Но, несмотря на эту радость и ликование народа, глубокая скорбь была в душе Господа. Христос не отклоняет явным образом восторгов толпы, но ищет совсем другого — обращения сердец к доброте и любви, к Богу.
Скорбел же Он о том, что народ иудейский не хотел узнать своего Мессию. Он знал, что тот самый народ, который сегодня встретил Его с таким торжеством и ликованием, взывая Ему: «Осанна, Сын Давидов!»,- через несколько дней будет неистово вопить: «Распни, распни Его!» и произнесет страшное проклятие на свой народ, осуществляющееся и поныне: «Кровь Его на нас и на детях наших».
Он предвидел скорую погибель Иерусалима и его обитателей; Его святым взорам ясно представилось теперь, как рушатся стены этого славного города, как сотни тысяч ликующих теперь иудеев погибают от меча неприятельского, и весь Израиль, как пыль, развеваемая ветром, рассевается по всему свету.
Торжественный путь Господа окончился около храма. Вслед затем Господь отправился в храм для преподания учения народу. Далее евангелисты повествуют: «Иисус же, найдя молодого осла, сел на него, как написано: «не бойся, дщерь Сионова! се, Царь твой грядет, сидя на молодом осле». И вошел Иисус в храм Божий, и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей. И говорил им: написано: «дом Мой домом молитвы наречется», а вы сделали его вертепом разбойников». Весь народ с восхищением слушал учение Господне. После чего к Иисусу приступили слепые и хромые, которых Он исцелил. Затем,
покинув Иерусалим, Он вернулся в Вифанию.
Из сборника «Свет во тьме светит» архимандрита Александра: «У людей были свои мечты, свои надежды, свои желания, а Господь видел их будущее, и слезы были у Него на глазах. Он плакал об
Иерусалиме, говоря: «Не узнал ты времени посещения твоего».
И эти слова для нас должны быть очень важными, потому что
посещение Господне приходит к каждому человеку. К каждому из
нас Он стучится. Как бы тайно, как бы незаметно, в обстоятельствах нашей жизни, в глубине нашего сердца, мы слышим призыв Господень: «Иди за мной, внимай Моему голосу». И нередко так бывает, что мы не узнаем дня своего посещения. Я помню, однажды беседовал с одним пожилым человеком, жизнь которого была серой, тусклой, лишенной всего духовного. И он рассказал мне, что однажды в юности, когда он шел по улице города, его как бы изнутри ослепил необыкновенный свет, и он увидел весь мир вокруг, озаренный Божиим присутствием. Для него уже не было стены, которая отделяла небо от земли. Это был призыв Божий и посещение Господне, а потом, он сказал, что все это было оставлено, забыто. Прошли годы. Суета, заботы захватили его и он никогда больше не обратился к Тому, Кто его позвал. И к каждому из нас взывает этот Голос. Каждый из нас, если хорошенько вспомнит, то найдет в своей жизни такие моменты, когда Господь был очень близок, когда, казалось, сердце было переполнено силой, которую Он дал, а потом мы все забыли, все оставили, снова погрузились в серость жизни и ее суету. И свет погас, и мы снова шли по жизненной дороге, неся на себе надпись, что мы христиане, православные, а в сердце у нас был мрак, темнота, уныние, опасения, безнадежность. Мы не познали времени посещения своего, мы не разожгли того огня, который Господь внес в наши души. И мы должны помнить, что внимательно слушая, внимательно наблюдая за знаками Божиими, мы должны быть готовы в любой момент быть призваны к ответу. Когда нам приходится выбирать, как поступить — низко и подло или по совести — это значит, что нас посетил Господь, это час нашего посещения. И горе нам, если мы его не узнаем. Если нам приходится выбирать, и нам трудно преодолеть свою косность, свою леность, свою немощь, если нам надо открыть Слово Божие, если нам надо стать на молитву, если нам надо себя побудить, заставить, а нас как бы камнем тянет
на дно, это знак посещения Божия».
Праздник символизирует, с одной стороны, признание миссии Иисуса
Христа, а с другой — прообраз входа Сына Человеческого в Рай.
Иудеи ожидали, что Мессия — Спаситель Израиля — явится на Пасху. В то время Иудея находилась под владычеством римлян, и ожидали
национального освободителя от иноземного господства. Иисус, оказывая, что он входит в Иерусалим с желанием мира, а не войны, въезжает на ослёнке (на Востоке въезжать в город на осле — символ мира, верхом на коне — символ войны).
Главная духовная идея праздника Входа Господнего в Иерусалим –
позволить верующим «открыть сердца» для принятия Христа, подобно тому, как приняли его жители древнего Иерусалима, стать чище в помыслах и поступках.
Церковь, напоминая нам об этом, воспевает. (Кондак, глас 6-й): «На
престоле на небеса, на жребяти на земли носимый, Христе Боже, Ангелов хваление и детей воспевание приял еси, зовущих Ти: благословен еси, грядый Адама воззвати».
За утреней присутствующим раздаются зеленеющие ветви со свечами в память того, что встречали Господа с пальмовыми ветвями в руках.
В русских богослужебных книгах праздник называется также
Неделей Цветоносной, а в просторечии Вербным Воскресеньем, что связано с тем, что пальмовые ветви в славянских странах заменяли на вербы (ср. болг. Връбница, белор. Вербніца, укр. Вербна неділя). Первое упоминание об использовании вербы в богослужении находят в Изборнике Святослава.
Распущенные ветки вербы напоминают верующему, что надо задумать в этот день: что жду я от Христа? Не движет ли мною корысть, не ищу ли я ощутимых благ и земных побед, как та толпа, которая совсем скоро закричит: «Распни!», но сегодня еще приветствует Спасителя? За Вербным воскресеньем начинается Страстная неделя или седмица (строгий пост).

Страстной седмицей, или Страстной неделей называется последняя неделя перед Пасхой, посвященная воспоминаниям о последних днях земной жизни Спасителя, о Его страданиях, распятии, крестной
смерти, погребении. (в церковнославянском языке слово «страсть» означает «страдание»). Все дни Страстной седмицы называются великими.
Эта неделя особо чтится Церковью. Она готовит нас к празднику Пасхи и показывает путь к воскресению. Страстная Седмица – это уже не Четыредесятница и, в общем, это даже уже не Великий Пост – это отдельное время. Можно сказать так: Четыредесятница (первые 40 дней) – это время, когда мы идѐм навстречу к Богу. Страстная Седмица – это время, когда Господь идѐт навстречу нам. Идѐт через страдания, через арест, Тайную Вечерю, Голгофу, сошествие во ад и, наконец, к Пасхе. Он преодолевает последние преграды, которые отделяют нас от Бога. «Все дни, – говорится в Синаксаре, – превосходит Святая и Великая Четыредесятница, но больше Святой Четыредесятницы Святая и Великая седмица (Страстная), и больше самой Великой
седмицы сия Великая и Святая Суббота. Называется эта седмица Великою не потому, что ее дни или часы больше (других), но потому, что в эту седмицу совершились великие и преестественные чудеса и чрезвычайные дела нашего Спасителя…»
С апостольских времен дни Страстной седмицы были в глубоком почитании у христиан. Верующие проводили Страстную седмицу в строжайшем воздержании, усердной молитве, в подвигах добродетели и милосердия.
В эти святые дни не совершаются ни поминовения усопших, ни молебные пения, ни памяти святых. Оставить все суетное и мирское призывает нас в эту неделю Святая Церковь. Пост в эти дни особенно строг, молитва – усилена. Стараемся свести к минимуму все домашние дела и встречи. Молчание, молитва, добрые дела и посещение богослужений – вот как должны мы провести эти дни
по возможности. Причащаться, как минимум, следует в Великий Четверг и на Пасху.
Посещение богослужений дает возможность, пронзая пространство и время, быть сопричастниками последних дней земной жизни Спасителя, грядущего на смерть. Сопереживая Ему, следовать за Ним с благоговением. Тому, кто не может посещать храм в эти дни, можно:

  • найти в Евангельском синопсисе чтения на каждый день Страстной седмицы;
  • вычитывать в любую свободную минуту выдержки из Триоди постной Службы Страстной седмицы. И важно, чтобы предпасхальные приготовления: забота о подарках, пасхальных яствах, уборка в квартире не затмили собой главное — ожидание
    Пасхи как Христова Воскресения.

По свидетельству святителя Иоанна Златоуста первые христиане, горя желанием неотступно быть с Господом в последние дни Его жизни, в Страстную седмицу усиливали моления и усугубляли обыкновенные подвиги поста. Они, подражая Господу, претерпевшему единственно по любви к падшему человечеству беспримерные страдания, старались быть добрыми и снисходительными к немощам братий своих и больше творить дела милосердия, считая неприличным произносить осуждение во дни нашего оправдания кровию Непорочного Агнца, прекращали в эти дни всякие тяжбы, суды, споры, наказания и даже освобождали на это время от цепей узников в темницах, виновных не в уголовных преступлениях.
Богослужения Страстной седмицы особо величественны, украшены мудро расположенными пророческими, апостольскими и евангельскими чтениями, возвышеннейшими, вдохновенными
песнопениями и целым рядом глубоко знаменательных,
благоговейных обрядов. Все, что в Ветхом Завете было только
предизображено или сказано о последних днях и часах земной жизни Богочеловека, – все это Святая Церковь сводит в один величественный образ, который постепенно и раскрывается пред
нами в Богослужениях Страстной седмицы. Вспоминая в Богослужении события последних дней земной жизни Спасителя, Святая Церковь внимательным оком любви и благоговением следит за каждым шагом, вслушивается в каждое слово грядущего на вольную страсть Христа Спасителя, постепенно ведет нас по стопам Господа на протяжении всего Его крестного пути, от Вифании до Лобного места, от царственного входа Его в Иерусалим и до последнего момента. Его искупительных страданий на кресте, и далее – до светлого торжества Христова Воскресения. Все содержание служб направлено к тому, чтобы чтением и песнопениями приблизить нас ко Христу, сделать нас способными духовно созерцать таинство искупления, к воспоминанию которого мы готовимся.
Первые три дня этой седмицы посвящены усиленному приготовлению к страстям Христовым. В соответствии с тем, что Иисус Христос пред страданиями все дни проводил в храме, уча народ, Святая Церковь отличает эти дни особенно продолжительным Богослужением. Стараясь собрать и сосредоточить внимание и мысли верующих вообще на всей Евангельской истории воплощения Богочеловека и Его служения роду человеческому, Святая Церковь в первые три дня Страстной седмицы прочитывает на часах все Четвероевангелие. Беседы
Иисуса Христа после входа в Иерусалим, обращенные то к ученикам, то к книжникам и фарисеям, развиваются и раскрываются во всех песнопениях первых трех дней Страстной седмицы. Так как в первые три дня Страстной седмицы совершились различные многознаменательные события, которые имеют самое близкое отношение к страстям Христовым, то и эти события благоговейно воспоминаются Святой Церковью в те самые дни, в которые они совершились.
Таким образом, Святая Церковь в эти дни неотступно ведет нас за Божественным Учителем, с Его учениками, то в храм, то к народу, то к мытарям, то к фарисеям и всюду просвещает нас теми именно словами, которые предлагал Сам Он слушателям Своим в эти дни.
Подготовляя верующих к крестным страданиям Спасителя, Святая Церковь Богослужению первых трех дней Страстной седмицы придает характер печали и сокрушения о нашей
греховности. Вечером среды оканчивается великопостное Богослужение, в церковных песнопениях замолкают звуки плача и
сетований грешной души человеческой и наступают дни иного плача, пронизывающего все Богослужение, – плача от созерцания ужасающих мучений и крестных страданий Самого Сына Божия. В то же время и другие чувства – неописуемой радости за свое спасение, беспредельной благодарности Божественному Искупителю – переполняют душу верующего христианина. Оплакивая безвинно страждущего, поруганного и распятого, проливая горькие слезы под крестом своего Спасителя, мы
испытываем и невыразимую радость от сознания, что распятый на кресте Спаситель совоскресит с Собою и нас, погибающих.
Соучаствуя в страданиях Спасителя, «сообразуясь смерти Его» ( Флп. 3, 10), Святая Церковь в эту седмицу принимает печальный образ: священные предметы в храмах (престол, жертвенник и т.д.) и сами священнослужители облачаются в темные одежды и богослужение принимает преимущественно характер печально-трогательного сокрушения, сострастия Страстям Христовым. Присутствуя в
Страстную седмицу на церковных службах, представляющих все события последних дней Спасителя как бы совершающимися пред нами, мы проходим мысленно всю величественно трогательную и безмерно назидательную историю страданий Христовых, мыслью и сердцем своим «сшествуем Ему и сораспинаемся Ему». Святая Церковь призывает нас в эту неделю оставить все суетное и мирское и последовать за нашим Спасителем. Отцы Церкви так
составили и расположили богослужения Страстной недели, что в них отражаются все страдания Христовы. Храм в эти дни попеременно представляет собой то Сионскую горницу и Гефсиманию, то Голгофу. Богослужения Страстной седмицы Святая Церковь обставила особым внешним величием, возвышенными,
вдохновенными песнопениями и целым рядом глубоко знаменательных обрядов, которые совершаются только в эту седмицу. Поэтому, кто постоянно пребывает в эти дни на богослужении в храме, тот видимо идет за Господом, грядущим на
страдания.
Путь Страстной седмицы – путь поста, исповеди и причащения, иначе говоря – говения, для достойного причащения святых Таин в эти великие дни. И как же не говеть в эти дни, когда отъемлется жених душ (Мф. 9, 15), когда Он Сам алчет у бесплодной смоковницы, жаждет на кресте? Где еще слагать тяжести грехов посредством исповеди, как не у подножия креста? В какое время лучше причащаться из Чаши жизни как не в наступающие дни, когда она подается нам, можно сказать, из рук Самого Господа? Поистине, кто, имея возможность приступать в эти дни к Святой
Трапезе, уклоняется от нее, тот уклоняется от Господа, бежит от своего Спасителя. Путь Страстной седмицы – оказывать, во имя Его,
помощь бедным, больным и страждущим. Путь этот может казаться отдаленным и непрямым, но на самом деле он чрезвычайно близок, удобен и прям. Спаситель наш столь любвеобилен, что все, делаемое нами во имя Его для бедных, больных, бездомных и страждущих Он усвояет лично Себе Самому. На Страшном Суде Своем Он потребует у нас особенно дел милосердия к ближним и на них утвердит наше оправдание или осуждение. Помня это, никогда не пренебрегайте
драгоценной возможностью облегчать страдания Господа в Его меньшей братии, а особенно воспользуйтесь ей в дни Страстной седмицы – одев, например, нуждающегося, вы поступите как Иосиф, давший плащаницу. Вот главное и доступное каждому, с чем православный христианин в Страстную седмицу может следовать за грядущим на страдания Господом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

двенадцать + четырнадцать =