«Радуйся днесь, вся Российская земле, и, святая обитель Дивеевская, веселися. Верных же множество, стекшеся днесь, прославим преподобного отца, пастыря и учителя, богомудрого наставника заблудшим, скорого всех болящих целителя, Российския земли великое украшение, его же похваляюще, сице рцем: преподобие Серафиме, спаси нас молитвами твоими»

(стихира на литии).

Много великих подвижников дал из среды своей русский народ, но среди них стоит особо Преподобный Серафим Саровский, явивший дивное откровение любви к Богу и людям, еще на земле достигший созерцаний самых великих Божественных тайн. В нем была редкая победа духа, самая совершенная, самая торжествующая. Он был и именем, и духом Серафим («пламенный»).

15 января мы отмечаем преставление и второе обретение мощей одного из самых почитаемых святых Русской Православной церкви и любимых народом духовных пастырей — преподобного Серафима Саровского. Словом «преподобный» называют человека, который своей жизнью уподобился Христу Господу.

Он родился 1 августа (по старому стилю 19 июля) 1754 года в Курске. В 1903 году в этот день состоялась его канонизация. И в этот же день в 1991 году мощи преподобного были возвращены на Саровско-Дивеевсую землю в Серафимо-Дивеевский монастырь.

Что Прохор (такое имя было дано ему при крещении) был избранником Божиим от рождения своего – это видели все духовно развитые люди, и не могла не почувствовать благочестивая его мать. Так, однажды, осматривая строение Сергиевской церкви, Агафия Мошнина ходила вместе со своим семилетним Прохором и незаметно дошла до самого верха строившейся тогда колокольни. Отойдя вдруг от матери, быстрый мальчик перевесился за перила, чтобы посмотреть вниз, и, по неосторожности, упал на землю. Испуганная мать в ужасном виде сбежала с колокольни, воображая найти своего сына разбитым до смерти, но, к несказанной радости и величайшему удивлению, увидела его целым и невредимым. Дитя стояло на ногах. Мать слёзно возблагодарила Бога за спасение сына и поняла, что сын Прохор охраняется особым Промыслом Божиим.

Через три года новое событие обнаружило ясным образом покровительство Божие над Прохором. Ему исполнилось десять лет, и он отличался крепким телосложением, остротою ума, быстрою памятью и, одновременно, кротостью и смирением. Его начали учить церковной грамоте, и Прохор взялся за дело с охотою, но вдруг сильно заболел, и даже домашние не надеялись на его выздоровление. В самое трудное время болезни, в сонном видении, Прохор увидел Пресвятую Богородицу, Которая обещала посетить его и исцелить от болезни. Проснувшись, он рассказал это видение своей матери. Действительно, вскоре в одном из крестных ходов несли по городу Курску чудотворную икону Знамения Божией Матери по той улице, где был дом Мошниной. Пошёл сильный дождь. Чтобы перейти на другую улицу, крестный ход, вероятно, для сокращения пути и избежания грязи, направился через двор Мошниной. Пользуясь этим случаем, Агафия вынесла больного сына на двор, приложила к чудотворной иконе и поднесла под её осенение. Заметили, что с этого времени Прохор начал поправляться в здоровье и скоро совсем выздоровел. Так исполнилось обещание Царицы Небесной посетить отрока и исцелить его. С восстановлением здоровья Прохор продолжал успешно своё учение, изучал Часослов, Псалтирь, выучился писать и полюбил чтение Библии и духовных книг.

Будучи наследником богатых родителей (отец его был купцом), Прохор должен был продолжить родительское дело, но душа его стремилась совсем к другой жизни. Серафим Саровский с детства был склонен к уединению. В 18 лет он ушел паломником в Киев в Киево-Печерскую лавру к старцу Досифею, у которого испросил благословение на монашеский подвиг. Старец благословил Прохора на монашество и указал ему место, где он должен принять послушание и постриг. Этим местом была названа Саровская пустынь, где монахи жили в строгой аскетической дисциплине. В 1778 году стал послушником у старца Иосифа в Саровском монастыре в Тамбовской губернии.

Старательный образованный юноша, замечательный плотник — инок Прохор был горячим молитвенником и незаменимым послушником. Впоследствии он сам, давая наставление инокам, говорил об их страшных и сильных врагах — празднословии, унынии, скуке: «Эти опаснейшие искушения для новоначальных врачуются молитвой, воздержанием от празднословия, посильным рукоделием, чтением слова Божия и терпением, потому что рождается уныние от малодушия, безпечности и празднословия».

Сам преподобный прошел все монастырские послушания: был пономарем, будильщиком, истопником, хлебопеком, особенно искусным плотником и столяром. Его трудами был изготовлен кипарисный престол для придела храма Зосимы и Савватия.

В 1780 году Прохор тяжко заболел, и всё тело его распухло. Ни один врач не мог определить вида его болезни, но предполагали, что это сделалась водяная болезнь. Недуг длился в продолжение трёх лет, из которых не менее половины Прохор провёл в постели. Строитель о. Пахомий и старец о. Исаия попеременно ходили за ним и почти неотлучно находились при нём. Тут-то и открылось, как все, и прежде других начальники, уважали, любили и жалели Прохора, бывшего тогда ещё простым послушником.

Наконец, стали опасаться за жизнь больного, и о. Пахомий настоятельно предлагал пригласить врача или, по крайней мере, открыть кровь. Тогда смиренный Прохор позволил себе сказать игумену: «Я предал себя, отче святый, Истинному Врачу душ и телес, Господу нашему Иисусу Христу и Пречистой Его Матери; если же любовь ваша рассудит, снабдите меня, убогого, Господа ради, небесным врачевством — причастием Св. Тайн». Старец Иосиф, по просьбе Прохора и собственному усердию, особо отслужил о здравии больного всенощное бдение и литургию. Прохор был исповедан и причащён. В скором времени он выздоровел, что весьма удивило всех. Никто не понимал, как мог он столь скоро оправиться, и только впоследствии о. Серафим открыл тайну некоторым: после причащения Св. Таин ему явилась Пресвятая Дева Мария, в несказанном свете, с Апостолами Иоанном Богословом и Петром. Повернувшись к Иоанну лицом и указывая перстом на Прохора, Владычица сказала: «Этот Нашего рода!»

«Правую-то ручку, радость моя, — говорил о. Серафим церковнице Ксении, — положила мне на голову, а в левой-то ручке держала жезл; и этим-то жезлом, радость моя, и коснулась убогого Серафима; у меня на том месте, на правом бедре-то, и сделалось углубление, матушка; вода-то вся в него и вытекла, и спасла Царица Небесная убогого Серафима; а рана пребольшая была, и до сих пор яма-то цела, матушка, погляди-ка, дай ручку!» — «И батюшка, бывало, сам возьмёт, да и вложит мою руку в яму, – прибавляла матушка Ксения, — и велика же она была у него, так вот весь кулак и взойдёт!» Много душевной пользы принесла Прохору эта болезнь: дух его окреп в вере, любви и надежде на Бога.

В канун праздника Преображения 1786 года настоятель обители иеромонах Пахомий постригает инока Прохора в монашество (в иеродьяконы) с именем Серафим, что означает «пламенный». Серафимы — высшие и ближайшие к Богу чины Ангельские.

В 1793 году о. Серафиму исполнилось 34 года, и начальство, видя, что он по своим подвигам стал выше других братий и заслуживает преимущество пред многими, ходатайствовало о возведении его в сан иеромонаха. Так как в этом же году Саровская обитель, по новому расписанию, перешла из Владимирской епархии в Тамбовскую, то о. Серафима вызвали в Тамбов, и 2-го сентября епископ Феофил рукоположил его во иеромонаха. С получением высшей благодати священства о. Серафим стал подвизаться в духовной жизни с вящею ревностью и удвоенною любовью. В течении долгого времени он продолжал непрерывное служение, ежедневно приобщаясь с горячею любовью, верою и благоговением.

Спустя некоторое время он решает взять на себя подвиг отшельничества вне стен монастыря. Взяв с собой только Евангелие и священные сосуды для Литургии, он уходит холодным зимним утром в маленькую хижину, построенную в лесу. Отшельник был одет несколько странно: вместо черной монашеской одежды — белая; на ногах лапти и старая шапочка на голове. На груди был крест — подарок матери, а на спине мешок с камнями и Евангелием. Под рубахой Серафим носил еще несколько железных крестов, которые весили около 28 фунтов, а подпоясан был железным поясом. «Томлю томящего мя», — говорил Серафим. Живя в лесу, зимою он рубил дрова для своей кельи, а летом разводил огород, плодами которого и кормился. Занимаясь делами, Серафим постоянно находился в молитве.

Миновало восемь лет. Однажды, когда отшельник рубил дрова около своей хижины, к нему подошли трое разбойников и стали требовать денег. Увидев, что у него ничего нет, они сильно избили отшельника палками. Несмотря на то что Серафим был сильным и держал в тот момент в руках колун, применять его против злодеев он не стал. Обыскав хижину отшельника, они ушли, а Серафим до глубокой ночи пролежал на земле без сознания. Только к утру добрался он до монастыря и, обессиленный, лег в келье. От врачебной помощи он опять отказался. И вновь во сне пришла к нему Божия Матерь. Спустя две недели Серафим чувствовал себя вполне здоровым, но избиение не прошло без следа — навсегда остался сгорбленным и ходить мог, только опираясь на посох. Через пять месяцев Серафим опять вернулся в свою хижину.

В лесу Серафим наложил на себя новый аскетический подвиг — молчание, а потом — затворничество. Годами жил затворник один в нетопленной келье, освещаемой только слабым светом, исходящим от постоянно горящей лампады у иконы Божией Матери, погруженный в молитву. По воскресеньям он причащался Святых Христовых Таин, которые подавали ему через окошечко в двери. Так прошло 15 с половиной лет.

Немало духовных подвигов совершил Серафим Саровский за долгие годы пребывания в обители. Считается, что Серафиму Саровскому двенадцать раз являлась Богородица и семь — Иисус Христос, что ему была открыта судьба России и что именно ему было суждено принять все меры для спасения императорский династии. Молясь за спасение Руси, он помогал сохранить страну нашу от порабощения. батюшка Серафим три года — тысячу ночей, — когда мир потрясали войны, победы Наполеона и Александра, провел на коленях на камне, с воздетыми к небу руками, беспрестанно повторяя молитву. Этот подвиг Серафима Саровского назван мировой умилостивительной жертвой. Вся земля через него приносила себя Богу и молилась его устами. Немногие знают, что сам император Александр I вручил старцу Крест на Георгиевской ленте в память о войне 1812 года.

Подвиг одного из самых великих святых Православной Церкви повторил его духовный ученик Серафим Вырицкий в годы Великой Отечественной войны. Он тоже тысячу ночей простоял в молитве на камне, прогоняя с передовой полки фашистов силой Слова, обращенного к Господу.

Поражают и заставляют задуматься многие предвидения батюшки Серафима. По рассказам очевидцев всех приходящих принимал старец неизменным пасхальным приветствием: «Христос воскресе, радость моя!». Но когда летом 1824 года к нему приехали из столицы молодые офицеры, дабы получить благословение, он их немедленно выгнал, хотя те не успели сказать и слова. Братия монастыря была крайне удивлена, увидев всегда смиренного и всех любящего старца в страшном гневе. Потом оказалось, эти офицеры были будущие декабристы.

С 1825 года начался новый период в жизни Серафима — старчество. Потекли к Преподобному паломники со своими болезнями и горестями. И всех принимал старец с равным вниманием и любовью — богатых и бедных. Часто после беседы он, налагая на голову исповедовавшегося свою епитрахиль, произносил разрешительную молитву, помазывая крестообразно лоб причастника маслом из постоянно горящей лампады, и давая испить святой воды, целовал его на прощание со словами: «Христос воскресе, радость моя! «.

Последние восемь лет жизни преподобного Серафима были одним смиренным делом любви. Сердце преподобного Серафима горело пламенным огнем любви к людям и Божиему миру. «Радость моя, Христос воскресе!» — так он встречал приходящих к нему. Для него каждый человек был радостью, он видел в нем подобие Божие. А каждый день, проведенный на земле, — подарком. С раннего утра после причащения Христовых Таин он принимал множество посетителей. Те, кто не мог посетить его лично, посылали ему письма, и преподобный чудотворец Серафим отвечал им, часто даже не открывая конвертов. За год до смерти силы святого старца начали слабеть, все больше времени он проводил в молитве, однако больным помогал по-прежнему охотно, продолжая исцелять многих из них.

В первый день 1833 года, в воскресенье, иеромонах Серафим последний раз присутствовал на Божественной Литургии в храме. В келье он весь день пел пасхальные песнопения. Три раза выходил старец на место, которое было предназначено для его могилы. На следующее утро нашли его в келье перед иконой Божией Матери «Умиление» лежащим со скрещенными на груди руками и светлым лицом — святой Серафим отошел в вечную жизнь.

Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь. Это четвертый Вселенский Жребий Богородицы после Афона, Киева и Иерусалима. Святому старцу Серафиму Саровскому было дано откровение, что сия обитель станет единственной на земле женской Лаврой. «Отсюда начнется проповедь всемирного покаяния». Исполнилось предсказанное дивным старцем.

15 января 1991 года в запасниках Музея истории религии и атеизма, который располагался в здании Казанского собора в Ленинграде были во второй раз обретены мощи преподобного Серафима. Вечером 30 июля 1991 года у Святых ворот Серафимо-Дивеевской обители встречали крестный ход с его святыми мощами.

Батюшка Серафим, простой земной человек, достиг таких молитвенных высот, что нам просто грешно искать оправдания своим грехам. Спасайся и спасай. А будет трудно, приходи к преподобному. Вспомним его слова: «Когда меня не будет, вы ко мне на гробик ходите… Все, что есть у вас на душе, что бы ни случилось с вами, придите ко мне да все горе с собой и принесите на гробик! Как живому все и расскажите, и я услышу вас, и вся скорбь ваша отляжет и пройдет. Как вы с живым всегда говорили, так и тут. Для вас я живой есть и буду вовеки!» Возле честных мощей преподобного ныне, как и прежде, совершается множество чудес и исцелений.

Ныне они покоятся в Троицком соборе — главном соборе Серафимо-Дивеевского женского монастыря (опять же сам святой старец перед своей кончиной в беседе с Н.А. Мотовиловым предсказал и это — что «плотью своей он будет лежать не в Сарове, а в Дивеево»).

Сегодня, чтобы поклониться мощам Серафима Саровского, исповедоваться, причаститься Святых Христовых Тайн и помолиться дивному угоднику Божию, великому предстателю о Земле Русской, стекаются паломники со всего мира. На святой земле дивеевского монастыря и по ныне живет мистический пророческий дух преподобного Серафима. Каждый попадая сюда испытывает искушения и претерпевает скорби, исцеляя душу свою.

Как высказать нам, грешным, всю меру страданий и трудов нашего любимого батюшки? Как представить тысячу дней и ночей стояния на камне, когда мы и часа одного неподвижно простоять не можем? Как представить молчание в затворе, когда мы непрерывно занимаемся разговорами, многоглаголанием? Какой упрек нам ежедневное хождение батюшки в Божий храм при нашем нерадении к Божественной литургии. Но и таких нас, грешных и суетных, любит Господь. И таких нас любил и любит батюшка Серафим. Его любовь растворяет времена. Это не когда-то, а сейчас и каждому из тех, кто обращается к нему, батюшка ласково говорит: «Радость моя, Христос воскресе!»

Мы даже не представляем, насколько глубоко вошел образ преподобного Серафима Саровского в наши сердца и умы. И не застыла, не окаменела, а живет и цветет та Церковь, которая украшается новыми праведниками и святыми Божиими. Но нельзя забывать и о кощунстве, посягательстве на частицу души России.

Поминая об этом, всё же будем помнить и заповедь Преподобного Серафима: «Надобно всеми мерами стараться, чтобы сохранить душевный мир и не возмущаться оскорблениями от других; для сего нужно всячески удерживаться от гнева и посредством внимания оберегать ум и сердце от непристойных колебаний. Оскорбления от других должно переносить равнодушно и приобучаться к этому расположению, как бы они не до нас касались. Такое упражнение может доставить нашему сердцу тишину и соделать его обителью Самого Бога».

Даже и неверующие, но просто любящие Россию люди непременно знают пророчество преподобного: «Господь помилует Россию: Россия претерпит много бед и ценой великих страданий обретет великую славу. Она объединит православных славян в одну великую державу…» Эти слова служат залогом нашей надежды в бессмертие России.

Преподобный отче наш Серафиме, моли Бога о нас!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

19 − 14 =